Аргументы Недели → Город М

Храм без дороги

, 08:37

Говорится: всякая дорога ведёт к храму. Но – не в Москве с её новой парковочной и дорожной политикой. Уже год, как не существует дороги к одному из древнейших храмов столицы – церкви Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Обращения в мэрию, просьбы прихожан храма до сих пор остаются без ответа.

Когда в далёком 1370-м году Сергий Радонежский и его племянник Феодор Симоновский закладывали на рубеже Москвы простую деревянную церковь Пресвятой Богородицы, они верили, что веками сюда будут приходить люди – за утешением и наставлением. А ещё Сергий Радонежский ископал поблизости пруд: к нему крестным ходом шли многие поколения москвичей черпать хорошую, целебную воду.

Вместо пруда сейчас – новый выход метро «Автозаводская». Вместо Старо-Симоновского монастыря, который в давние годы вырос вокруг церкви, был построен завод «Динамо». Только церковь, которая к тому времени была уже не деревянной, а каменной, советская власть и пощадила. Но лишь отчасти – использовав для своих целей: в обезглавленном храме разместилась компрессорная станция завода. Бетонные фундаменты машин встали ровно на могилы легендарных героев земли Русской – знаменитых воинов Пересвета и Осляби, павших в Куликовской битве. А чугунные надгробия их могил были переплавлены как металлолом.

Казалось бы, в нынешние времена справедливость по отношению к древним святыням восстановлена, и варварское отношение к собственной истории, к патриотизму ушло в прошлое. Ещё на излёте советской власти, в 80-е годы прошлого века, к юбилею Куликовской битвы, о её героях и месте их захоронения вдруг вспомнили, решив сделать музей. Вывезли компрессоры, начали реставрацию.

Довольно быстро было принято решение сделать здесь не музей, а полноценный приходской храм над могилами русских героев. Но раз храм приходской, то должны быть и прихожане. Однако прийти-то люди и не могли. Оказалось, что дорогу к храму проложить нельзя, поскольку он находится на территории завода «Динамо», с его оборонными секретами.

«Выход предложил тогдашний первый секретарь Пролетарского райкома, Игорь Лукин, – вспоминает настоятель храма, протоиерей Владимир Силовьев. – Была проложена специальная воздушная дорога, закрытая со всех сторон, чтобы не было видно территории завода. Так что люди хоть и с трудом, но проходили в храм. Лукин очень просвещённый человек, любящий русскую историю, мы неоднократно встречались и общаемся до сих пор».

Потом, после перестройки, при новом административном делении Москвы, эта территория стала относиться к Южному округу, который возглавлял Валерий Шанцев. Человек в прошлом партийный, он тем не менее правильно понимал значение русской истории, значение храма и значение могил Пересвета и Осляби. Он вообще относился к церкви очень внимательно. При нём все возрождающиеся приходы ЮАО были не забыты вниманием. Все их нужды обсуждались в префектуре на самом высоком уровне и по возможности удовлетворялись. Именно Валерию Павлиновичу принадлежит идея сделать нормальную дорогу в храм Рождества Пресвятой Богородицы.

...И дорога была проложена: из детского парка сквозь территорию завода. Валерий Шанцев и его преемник Александр Беляев значатся как его благотворители, потому что они открыли дорогу к храму. Она была самая простая, ограждённая с обеих сторон бетонными плитами, но это была дорога, по которой можно было пройти и проехать всем. Следующий префект, Георгий Смолеевский, вступив в должность, очень удивился, что рядом с префектурой находится историческая церковь. Он привлёк средства, на которые детский парк, в котором начинается дорога, был реконструирован, а на ней самой устроено освещение.

Естественно было бы предположить, что на этом тёмная полоса закончилась. Но нет ничего постоянного и, как выяснилось, ничего святого для московских чиновников. Георгий Смолеевский ушёл со своего поста, и на смену ему встал «крепкий хозяйственник» Алексей Челышев, который дорогу к храму... вообще закрыл.

Никакого производства здесь давно уже нет, секретов тоже – зато есть множество торгово-офисных предприятий на месте бывших цехов завода «Динамо». Они скрыли храм с глаз своими стеклянными корпусами, к ним ограничен въезд шлагбаумами и платой. Платной стала и парковка на ближайшей улице – Восточной! Подъехать к церкви на машине через территорию коммерсантов теперь можно только за деньги.

Никто не подумал ни о семьях с детьми, ни об инвалидах, которых среди прихожан немало. Кстати, в самом храме при реконструкции о них подумали – он оборудован пандусами. Но как добираться до храма, где оставить машину? Теперь – никак и негде. Единственную дорогу через детский парк, на которую было положено столько усилий и денег, закрыли без объяснения причин.

«Недавно мы хоронили знаменитого футболиста, пришло огромное количество народа, – рассказывает отец Владимир. – Мы столкнулись с большими трудностями из-за отсутствия подъезда к храму. Но справиться с ними мы, увы, не можем. Всё зависит от воли городских властей, особенно от префектуры округа. Храм расположен совсем близко к ней, но нас оттуда не замечают. Раньше и Шанцев здесь бывал неоднократно, и Смолеевский приходил. А Челышева мы не видели ни разу. Может, стоило бы выйти из кабинета? Мы надеялись, что префект, член московского правительства будет внимательнее относиться к людям. Он даёт интервью, где говорит, что выполняет просьбы жителей округа. И закрывает путь в храм. Это не то что невнимание, а откровенное пренебрежение интересами жителей».

Прихожане уже обратились в депутатский корпус Московской городской думы с просьбой о помощи. Организован сбор подписей. Уже год префектура не желает слышать людей. Они, впрочем, на это уже и не надеются, они намерены обратиться напрямую к мэру Москвы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram