Аргументы Недели → Город М № 50(491) от 29.12.15

Льготный маршрут

, 09:28

С 2016 г. москвичи-льготники смогут ездить бесплатно даже в маршрутных такси. В столице грядёт масштабная реформа коммерческого транспорта.

Уже несколько лет идут разговоры о необходимости сделать московский коммерческий транспорт доступным для всех слоёв населения. Ведь оплатить проезд в маршрутке могут не все! Зато с 2016 года маршрутные такси в нашем городе будут работать по государственному заказу с оформлением контракта на транспортное обслуживание. Казалось бы, хорошее начинание.

Более 50 частных перевозчиков на 211 маршрутах Первопрестольной в 9 округах станут частью единой транспортной системы. Перевозки будут осуществляться по правилам властей города: наличие валидаторов, оплата по проездным – «Тройке», «Единому» и «ТАТ».

Главное, что граждане льготных категорий, а это более 5 миллионов жителей, в новом году смогут ездить бесплатно даже в маршрутках. Как сообщает пресс-служба департамента транспорта, все остальные пассажиры смогут сэкономить на оплате проезда до 30%.Микроавтобусы будут оформлены в стиле московского общественного транспорта: на синем фоне – логотип и орнамент, на правом борту, передней и задней части – светодиодные маршрутные указатели. Машины оснастят бегущей электронной строкой, информацией об остановках, температуре в салоне и на улице. А вот звуковую рекламу, видеоролики и закрывающую обзор рекламу на окнах запретят.

Пол в салонах сделают противоскользящим – чтобы пассажиры, которые едут стоя, во время пути не травмировались. Новый городской транспорт дополнительно оборудуют поручнями для людей с нарушениями опорно-двигательной системы. Будут также предусмотрены кондиционеры, обогрев, камеры видеонаблюдения, аварийные люки, современные системы пожаротушения, тревожная кнопка в водительской кабине и даже система ГЛОНАСС, чтобы фиксировать все действия водителя.

Кто не успел – опоздал

Ждать, пока салон заполнится, новые маршрутные такси не смогут. Их обяжут ездить строго по расписанию. А заодно соблюдать скоростной режим и ПДД. Остановок по требованию не будет. Машины будут трёх типов: первые будут вмещать до 85 человек, вторые – до 40 и третьи – до 20 пассажиров. На внедрение новой модели город выделил 52 млрд рублей, которые планируют выплачивать перевозчикам в течение пяти лет.

Запустить проект намечено на первое полугодие 2016 года. Чёткое соблюдение условий контракта позволит частникам сконцентрироваться не на извлечении максимальной прибыли, а на качестве и безопасности работы в интересах пассажиров, уверен заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. «В полном объёме коммерческие перевозчики перейдут на новую схему работы в мае 2016 года. Её преимущества смогут оценить все жители Москвы. Машины, работавшие по старой схеме и не принимавшие городские билеты и не предоставляющие льгот, в следующем году полностью исчезнут с улиц города».

Маршрутки могут исчезнуть

Многие рады вышеупомянутому нововведению. Кое-где в столице уже появились новые маршрутные такси. Насколько удобно ими пользоваться – личное мнение каждого. Сидячих мест в них стало меньше, а вот проезд подорожал. Москвичи, которые пользуются услугами Мосгортранса, по-прежнему им недовольны. Хотя бы потому, что расписанию верить нельзя и ожидание иног да затягивается на часы. Если переложить ответственность на частные структуры, то будет с кого спросить.

«По сути, происходит полное вытеснение маршруток с улично-дорожной сети Москвы. С каждым годом их будет всё меньше: им не продлевают разрешения», – объясняет координатор «Общества синих ведёрок» Пётр Шкуматов. – В Москве принято решение перевести большую часть пассажирских перевозок на общественный транспорт. В том числе для того, чтобы повысить доходы Мосгортранса как бюджетного перевозчика».

Шкуматов предупреждает: в скором времени столица столкнётся с тем, что даже оставшиеся коммерческие маршрутки превратятся в автобусы Мосгортранса. Они начнут принимать те же самые билеты и предоставлять те же самые льготы. Однако пассажирские перевозки будут только дорожать, а число льготных категорий граждан станет сокращаться. В Московской области частники более 10 лет предоставляют льготы на 1–2 места в каждой маршрутке. А те, кто помнит шестидесятые и восьмидесятые годы, знают, что в СССР тоже было маршрутное такси. Проезд в нём стоил от 10 до 15 копеек! Общественный транспорт был дешевле: 3 копейки – трамвай, – троллейбус, – автобус. В советских маршрутках ездить стоя было нельзя. Проездной не действовал. Зато во все времена принцип маршрутки – комфорт и быстрота.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram