Столичный метрополитен с нового года вновь собирается «порадовать» москвичей. В 2016 г., по словам заместителя департамента транспорта Алины Бисембаевой, стоимость проезда вырастет на 6,9%.
Необходимо отметить, что рост стоимости коснётся только билетов с ограниченным числом поездок. Безлимитные проездные на один день, трое и семь суток, месяц, 90 дней и на год будут продаваться по той же цене. Таким образом, по предварительной информации, покупка единого билета на 20 поездок обойдётся в 650 рублей, а на 60 поездок – в 1570 рублей. Эти данные приводит городской портал m24.ru.
Тут следует разобраться, а действительно ли рост стоимости составит 6,9%? Если учесть, что 20 поездок сейчас продают по 580 руб., то, прибавив к этому пресловутые проценты, должно получиться 620 рублей. С 60 поездками история та же – должно получаться чуть больше 1496, а не 1570 рублей. Выходит, что слова о росте тарифов на 6,9%,ниже, чем уровень инфляции в стране, который преподносится как великое достижение в сложной экономической ситуации, – это обычный пиар городских властей, которые якобы день и ночь радеют о пассажирах?
В действительности же увеличение стоимости проезда на 6,9% коснётся только карты «Тройка», а также билета «90 минут». Теперь за проход через турникеты в метрополитене будут взимать 32 руб. вместо 30, а на наземном транспорте 31, вместо 29. «90 минут» теперь будет стоить 49 рублей.
Москва для москвичей
Вдобавок к этому многие обеспокоились тем, что в 2016 г. столичное руководство может вообще отказаться от билетов на 5 и 11 поездок, а также проездного «90 минут». По словам заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, эти билеты якобы не пользуются спросом и покупает их лишь 0,08% пассажиров. Интересно, здесь тоже подсчёт взят с потолка? И какую выгоду должна принести отмена таких билетов?
Возможно, столичное руководство вновь пытается нажиться именно на приезжих, которые не планируют совершать большое число поездок на общественном транспорте, но и не собираются постоянно покупать карточки на 1 и 2 поездки из-за их неадекватной стоимости (50 и 100 руб.). Ранее рост цен именно на эти билеты обуславливали тем, что якобы себестоимость их производства оказывается больше, чем сам проезд. Если карточки на 5 и 11 поездок отменят, то у тех, кто в столице проездом или ради туризма, попросту не останется выбора – платить придётся больше, чем местным жителям. Похоже, Ликсутов всё ещё не может поверить, что он уже не бизнесмен?
Оптимизация? Не слышал
По мнению представителей метрополитена, рост тарифов необходим и закономерен. Затраты на электроэнергию, рельсы, расходные материалы выросли. В том числе и из-за инфляции. Казалось бы, всё логично. Однако тут же стоит вспомнить, что подземка порой начинает по-настоящему сорить деньгами на проекты, которые вообще никак не связаны с перевозкой пассажиров, либо просто тратит необоснованные суммы.
Так, например, депутаты Госдумы попросили проверить стоимость работ по перекрашиванию колонн экстренного вызова. На эти цели метрополитен выделил 12,325 млн рублей! Всего по контракту в красно-серый цвет должны замалевать 493 стойки. В среднем получается, что перекраска одной колонны обойдётся в 25 тыс. рублей. Складывается впечатление, что работы собирались заказывать у автомаляров.
Кроме того, Общероссийский народный фронт (ОНФ) выявил многочисленные случаи срыва сроков работ по реконструкции и благоустройству вестибюлей и подземных переходов. Что самое любопытное, по информации ОНФ, метрополитен даже не пытается взыскать деньги с подрядчиков, которые нарушили условия договора, а просто заключает дополнительное соглашение. А такие задержки были на 85 объектах. Есть мнение, что сроки работ изначально были занижены, чтобы отсечь «ненужных» подрядчиков, а выделенные средства, как водится, попилить. Впрочем, теперь в этом предстоит разбираться Федеральной антимонопольной службе.
Вдобавок неоднозначную реакцию вызывают некоторые новинки от метрополитена, потому что они никак не связаны напрямую с качеством и безопасностью пассажироперевозок. Взять, например, желание установить зеркала в вестибюлях станций. По словам первого заместителя начальника подземки Юрия Дегтярёва, они очень нужны, ведь «многие встречают своих девушек на станциях метро, и мы установили их, чтобы девушки могли привести себя в порядок, и так далее». Среди таких же чудных новинок – устройства по упаковке мокрых зонтиков. Подобные капризы, естественно, будут оплачивать пассажиры растущими тарифами.
Всё это, мягко говоря, не похоже на то, что называют оптимизацией расходов. Вместо того чтобы проанализировать ненужные траты и понять, что где-то можно было бы и сэкономить, столичные власти вновь поднимают цены на билеты, аргументируя это тем, что жизнь дорожает. Довольно сомнительные решения во времена кризиса – обдирать и так небогатых горожан.