Аргументы Недели → Город М № 49(490) от 24.12.15

Нужен ли нарколог в автошколах?

, 07:21

В столичных автошколах могут появиться кабинеты наркологов. Соответствующее предложение в ближайшее время будет рассмотрено в Мосгордуме. По мнению авторов инициативы, более строгий контроль повысит безопасность дорожного движения.

Внутренний контроль

Инициатива открыть кабинеты наркологов в автошколах принадлежит Союзу автошкол Москвы. Председатель правления союза Александр Ачкасов заявил, что это положительно скажется на безопасности дорожного движения, помешает получить права лицам, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками, и повысит стандарты обучения вождению.

Предложение нашло поддержку в Мосгордуме: в ближайшее время идею планируется вынести на обсуждение с юристами, представителями ГИБДД и департамента здравоохранения. Положительно оценил инициативу и главный нарколог страны и директор ГБУ «Московский научно-практический центр профилактики наркомании» Евгений Брюн, предположивший, что при достижении договорённости с автошколами преподаватели смогут направлять студентов на химико-токсикологическую экспертизу, а также проходить у специалистов центра профилактики инструктаж по выявлению употребляющих наркотики учеников.

Добровольно-принудительно

Сегодня для допуска к экзаменам в ГИБДД студенты автошкол должны представить медицинскую справку, для получения которой необходимо пройти ряд обследований – в том числе в наркологическом и психоневрологическом диспансерах по месту регистрации. Если инициатива будет одобрена, наркодиспансеры получат возможность открыть в автошколах свои филиалы, где будут выдавать необходимые для получения удостоверения справки. Учитывая, что большинство автошкол работают в более удобное время, чем государственные учреждения, жизнь москвичей, получающих права, может упроститься.

По замыслу представителей Союза автошкол обязанность пройти обследование будет зафиксирована в договоре об
обучении. Однако, как отмечает депутат Мосгордумы Александр Семенников, принудить учеников автошколы к сдаче анализов нельзя, тем более если у них есть подписанные в государственных диспансерах справки. Но если «подозрительные» курсанты будут вправе отказаться от дополнительной проверки, никакой пользы нововведение не принесёт.

Психиатр-нарколог Василий Анч отмечает, что автошколам выгодно, чтобы обучение прошло как можно больше учеников, поэтому не исключено, что контроль будет формальным. Более эффективным методом эксперт считает внеплановые проверки подозрительных учеников автошкол. Управляющий партнёр сети медицинских центров «Клиника семейная» Константин Симкин также опасается, что кабинеты наркологов превратятся в фикцию. «Всем хорошо известно, что у нас зачастую справки получают те люди, которые их получать не должны», – подчёркивает он.

Материальные трудности

По замыслу авторов идеи расходы на её реализацию автошколы возьмут на себя: бесплатно предоставят помещения для специалистов и будут оплачивать их труд. В этом случае нововведение дорого обойдётся автошколам и их клиентам. Директор холдинга «Центральная автошкола Москвы» и председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев считает, что оборудование наркологических кабинетов ударит по бюджету образовательных учреждений и приведёт к новому повышению стоимости обучения, что снизит количество желающих сесть за руль. «За последние два месяца в России стало на 1200 автошкол меньше – почти 50% ушли с рынка, а количество учеников автошкол за этот год уменьшилось на 40%, – приводит он цифры. – Стоимость обучения на категорию «B» уже составляет 40–45 тысяч рублей, а аренда отдельного кабинета и оплата работы врача повысят её на 5–6 тысяч». По мнению эксперта, контролем в этой сфере должны заниматься наркологические службы, а сократить количество водителей-наркоманов поможет создание единой базы граждан, замеченных в употреблении запрещённых веществ.

Помимо денежного вопроса перед руководством автошкол встанет ещё и кадровый. Председатель Московского общества психиатров Александр Хаминский обращает внимание, что на данный момент в России недостаточно квалифицированных специалистов, чтобы обеспечить автошколы наркологами. «Люди, которым действительно нужна наркологическая помощь, и так, за редким исключением, не могут её получить. Что уж говорить о «поточном» осмотре? Это профанация», – считает он.

Также непонятно, почему инициатива затрагивает лишь обследование у нарколога. «Более логичным было бы создать при автошколе врачебную комиссию, где обучающиеся могли бы полностью проходить обследования. Почему только наркологи? Каждый должен заниматься своим видом деятельности: автошколы – обучать людей управлять автотранспортным средством, а медицинские работники – проводить медицинские обследования», – комментирует Константин Симкин. Однако при грамотной организации появление ещё одного «поста наркологического контроля» он считает нелишним.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram