Аргументы Недели → Город М № 44(485) от 19.11.2015

Чем платить будете?

, 08:56

Чем платить будете?

Столичные власти начали проводить комплексные мероприятия по оптимизации оплаты проезда в городском транспорте. Помимо создания максимально удобных для москвичей условий перемещения внутри мегаполиса, одной из главных целей грядущих нововведений стало сокращение количества безбилетников.

По разным данным, общее число «зайцев» в метро и наземном транспорте столицы выросло по сравнению с осенью прошлого года приблизительно на 20%. И во многом это вызвано не столько желанием недобросовестных пассажиров «сэкономить» на проезде, сколько элементарной спешкой и затруднениями при оплате маршрута. Многие безбилетники, выявленные на месте правонарушения, оправдываются тем, что в нужный момент у них попросту не было времени или возможности приобрести талон и честно оплатить транспортную услугу.

Не все киоски уберут

Взять, к примеру, знакомые всем ларьки «Мосгортранса», расположенные на многих остановках. Эти «точки» по продаже билетов уже не первый год демонстрируют свою неэффективность и неконкурентоспособность по сравнению с практикой приобретения талонов непосредственно в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая. К тому же в столице за последнее время открылась масса альтернативных и партнёрских точек по продаже проездных документов. Об этом сообщил генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.

Согласно планам «Мосгортранса», до конца года со столичных остановок общественного транспорта будут убраны 450 билетных киосков, которые обслуживаются кассирами. Демонтируются и утилизируются ларьки с истекающим сроком эксплуатации, а также те, что стоят в местах с невысоким пассажиропотоком.

В рамках этой программы 150 киосков заменяются на автоматы по продаже талонов. В них можно будет приобрести проездные билеты и на проезд в наземном транспорте, и на метро. Причём, что немаловажно, эти автоматы способны принимать не только наличные деньги, но и банковские карты.

С помощью усовершенствованных терминалов пассажиры смогут в любое время суток покупать билеты и пополнять транспортную карту. Проверять состояние своего проездного и приобретать льготные билеты для школьников и студентов. Планируется, что автоматами по продаже билетов будут оснащены также пригородные электрички.

Эксперты считают, что пассажирам удобнее покупать талоны на все виды транспорта в одном месте. Но есть мнение, что некоторое количество киосков с кассирами стоит сохранить. К примеру, на вокзалах и крупных транспортно-пересадочных узлах. Хотя бы для того, чтобы пассажиры в спешке могли разменивать крупные купюры. Кроме того, многие москвичи ещё не вполне освоились с разного рода автоматами, и таким пассажирам необходимо предоставить право выбора.

«Зайцев» стало больше

Недавнее появление турникетов в ряде московских трамваев, как ни странно, способствовало увеличению потока «зайцев», вместо того чтобы их сократить. На некоторых трамвайных маршрутах рост числа безбилетников превысил 30%. Однако Михайлов не намерен отказываться от эксперимента с трамвайными турникетами. Потому что, как напомнил руководитель «Мосгортранса», в столице стартует проект по оплате проезда с помощью обычного сотового телефона.

В чём принцип столь удобной для москвичей процедуры? Достаточно приложить свой мобильник к жёлтому кружку валидатора в метрополитене или перед турникетом автобуса, троллейбуса или трамвая, как тут же производится списание необходимой суммы со счёта на вашем телефоне. Причём стоимость поездки взимается без накруток: размер оплаты проезда совпадает с тарифами электронного кошелька карты «Тройка».

Об этом рассказала заместитель главы столичного департамента транспорта Алина Бисембаева. Она уточнила, что на данном этапе воспользоваться услугой «Мобильный билет» смогут те пассажиры, чьи телефоны имеют поддержку NFC.

По словам чиновника, подключиться к услуге можно бесплатно. С пользователей не будет взиматься и абонентская плата. Для использования сервиса необходимо лишь заменить действующую SIM-карту телефона на специальную «симку», оснащённую технологией NFC, дающей возможность обмена данными между устройствами на расстоянии до 10 сантиметров.

Списание средств будет осуществляться после перевода денег со счёта мобильного телефона любого из сотовых операторов большой тройки на мобильное транспортное приложение. Заместитель начальника метрополитена Юрий Дегтярёв подтвердил, что получить специальные карты с поддержкой NFC в городских салонах сотовой связи можно бесплатно.

Новый проект столичных транспортников под названием «Мобильный билет» пока имеет ограниченное применение, и возможности его использования доступны не всем желающим. Так, директор департамента маркетинга финансовых услуг МТС Андрей Макаров уточнил, что владельцы телефонов марки Apple воспользоваться «Мобильным билетом» пока не смогут.

В свою очередь, заместитель начальника столичной подземки Юрий Дегтярёв рассматривает возможность скорого решения этой проблемы. «Как только вышеупомянутая компания узнает о том, что Московский метрополитен сделал доступ в метро с помощью NFC, они тут же придут с этой системой на российский рынок», – выразил уверенность чиновник и добавил, что подземка на создание этой услуги не потратила ни рубля.

Очень важное дополнение внёс Андрей Макаров, заявив, что оплатить проезд можно будет даже разряженным мобильным устройством. «Если у вас сел телефон, вы сможете пройти по «Мобильному билету». Одну транзакцию можно сделать, даже если он разрядился. Потому что там сохраняется небольшой заряд. Так что вы, как минимум, сможете вернуться домой», – обнадёжил москвичей Макаров.

Ну а каким же образом услуга «Мобильный билет» поможет транспортникам в борьбе с растущим поголовьем «зайцев»? Ответ содержится в области психологии. Давно подмечено, что человеку куда легче расстаться с виртуальными деньгами – в данном случае снятыми с мобильного телефона, чем выложить из кармана немного налички. К тому же порой у кого-то действительно нет наличных, а сотовый – всегда под рукой.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram