Меняются времена, приоритеты и руководство, но развитие Москвы не останавливается. Адаптируется к современным требованиям и условиям. Сегодня мы беседуем c депутатом Госдумы Владимиром РЕСИНЫМ, в прошлом первым заместителем мэра Москвы и главой городского стройкомплекса. Человеком, который на протяжении многих лет принимал непосредственное участие в создании той столицы, которую мы сейчас видим.
- Владимир Иосифович, как, на ваш взгляд, изменилась столица за последние пять лет под руководством Сергея Семёновича Собянина?
– В первую очередь нужно сказать о масштабной градостроительной политике – она комплексна по всем направлениям. Это строительство различной недвижимости: жилья, торговых и офисных центров, необходимого городу набора социальных объектов. Организация пешеходных зон, за пять лет их появилось 119 километров. Реконструкция старых и появление новых парков, в том числе так называемых народных, инициаторами которых выступают рядовые жители столицы. Наконец, в полном объёме для города идёт развитие транспортной инфраструктуры, причём сбалансированное развитие: строительство дорог, тоннелей, развязок, транспортно-пересадочных узлов.
Мы сейчас говорим об итогах той пятилетней работы, в течение которой я больше года был первым заместителем мэра. Принимал непосредственное участие в работе городского правительства, имел возможность изнутри анализировать и воплощать в жизнь политику нового руководства.
Сергей Семёнович и его команда последовательно реализуют концепцию «город, комфортный для жизни». Я работал со многими руководителями, и они отличались наличием твёрдой позиции и ясным представлением о том, каким должно быть будущее Москвы. Точно так и сейчас.
Само собой, новому кабинету правительства Москвы достался организованный город. Были и законодательные предпосылки, и люди, готовые работать и продолжать менять город к лучшему, уже были сформированы общие положения того, к чему следует стремиться. Новому тогда мэру предстояло сохранить и приумножить доставшееся от прошлого кабинета «солидное наследство» и поправить допущенные просчёты.
Да, были и остаются определённые проблемы. А когда их нет? По сути, вся работа городской власти направлена на своевременное решение тех или иных возникающих задач, оперативное реагирование на те вопросы, которые нам задаёт современность.
Но главная, историческая, роль нынешнего мэра – объединительная. Сергею Семёновичу Собянину удалось в 2,5 раза увеличить территорию Москвы. Сделать то, что не смогли руководившие в разное время столицей Ю.М. Лужков, В.Ф. Промыслов и даже член Политбюро первый секретарь МГК партии В.В. Гришин. Важное решение правительства совпало с приходом Сергея Семёновича на пост мэра.
Немногим меньше 100 лет назад ведущие московские архитекторы говорили о территории на юго-западе, когда докладывали Ленину в 1918 году план «Новая Москва». Теперь так называются земли, вошедшие в границы города. Я согласен со словами мэра, что эта территория через какое-то время будет «кормить» Москву, ведь там создаются не столько спальные районы, сколько деловые зоны. За минувшие годы разработаны территориальные схемы развития Троицкого и Новомосковского округов, прошли публичные слушания, и теперь они будут утверждены.
– Вы считаете, решение о присоединении верное?
– Да, абсолютно. Москва в старых границах уже давно сложилась, со своей дорожной сетью и всей сопутствующей инфраструктурой, свободной земли практически не было. Москва задыхалась в бесконечных пробках, и, чтобы снять напряжённую дорожную ситуацию, это решение было необходимым.
Вместе с присоединённой территорией на юго-западном направлении, мы получили возможность создавать новые центры деловой активности столицы, которые, в свою очередь, снимут перенасыщение людского и транспортного потоков к историческому центру Москвы. Ведь это позволяет формировать рабочие места на периферии города. А следовательно, это снизит градус транспортной напряжённости. Сегодня на новой территории Москвы активно формируются точки роста и экономического развития. С момента её включения в границы Москвы введено 7 миллионов квадратных метров недвижимости, в том числе 15 детсадов, 4 школы, 6 поликлиник.
- Конечно, с присоединением городские власти получили и целый комплекс разнообразных трудностей и задач – создаётся новый Генеральный план Большой Москвы, в котором нужно увязать актуализацию существующего Генплана старой Москвы с заново разработанными схемами территориального развития, которые будут объединены в один мастер-план столицы. Это серьёзнейший документ.
Я вам так скажу, строители работать не боятся. Напротив, возможность принять непосредственное участие в формировании нового облика столицы, испытать собственные силы в реализации многочисленных амбициозных и необычных проектов – это удача, которая нечасто балует людей.
Как менялась столица
• Введено 41 млн кв. метров недвижимости, из них 50% – на перспективных территориях развития города (в промзонах и в Новой Москве);
• завершена реставрация 541 здания и сооружений культурного наследия, в том числе Триумфальной арки, Зелёного театра на ВДНХ, храма Святого Климента на Пятницкой;
• на 90% выполнена программа сноса ветхого жилья;
• 400 зелёных территорий благоустроены на новом качественном уровне, из них 161 народный парк общей площадью 329,6 гектара;
• более 119 километров пешеходных зон обустроено в центре и других округах столицы.
– Владимир Иосифович, вами был инициирован целый ряд законопроектов, в том числе направленных на совершенствование градостроительной деятельности, в том числе и в Москве. В частности, закон об особенностях регулирования земельных отношений на присоединённых территориях. Какие проблемы он помогает решать?
– Этот закон был необходим, чтобы стимулировать развитие присоединённых к Москве земель. В нём прописан порядок изъятия участков под инфраструктурные проекты – в первую очередь под строительство инженерии и транспортных объектов. Для того чтобы Новая Москва могла нормально развиваться, в опережающем порядке было необходимо обновить систему канализации и водоснабжения, расширить и привести в порядок существующую дорожную сеть, построить новые современные магистрали, зарезервировать площадки под будущие станции метрополитена. Однако, как показала инвентаризация присоединённых территорий, в госсобственности находилось всего 4 тысячи гектаров земель, а это доли процентов. Очевидно, что крупные инфраструктурные проекты требуют значительных земельных ресурсов и согласованных действий публичной власти и частного капитала. Поэтому был разработан законопроект, позволяющий государству в ускоренном порядке проводить освобождение и изъятие участков у частных собственников на компенсационной основе. Изымаемые земли и имущество подлежат рыночной оценке. При этом всем понятно, что создание инфраструктуры повышает капитализацию земельных участков. Определяющим в инвестиционном проекте являются обеспечение застройки надёжной инженерией и транспортом, установленные границы и зарегистрированные в кадастре земельные отношения.
Аргументы статистики: за пять лет
• Построены и открыты 34 км новых линий метро, 18 станций, 6 электродепо и один дополнительный вестибюль. Это почти в 1,5 раза больше, чем за предыдущие 5 лет развития метро. Для сравнения: в 2006–2010 гг. – 24 км линий и 11 станций;
• по показателю загруженности дорог столица перешла с малопочётного первого места (которое она занимала в 2012–2013 гг.) на четвёртое, уступив Стамбулу, Мехико и Рио-де-Жанейро (по данным исследования нидерландской компании TomTom);
• на 14% удалось снизить количество аварий на автомагистралях города;
• построено свыше 400 км дорог (за 2006–2010 гг. – 168 км).
– Но ведь сказать, что в Москве всё решено за пять лет, – слишком смело. Есть и проблемы. Какая, по вашему мнению, должна быть решена в первую очередь?
– Сколько существует городов в мире, столько будут в них возникать и различные проблемы. Город – это живой организм, где-то что-то разладилось или не учлось, там и проблемные вопросы возникают. Главная задача любой городской власти – своевременно учесть возможное их появление и принять верное решение по их недопущению.
Традиционная для Москвы, да и в целом любого мегаполиса проблема – транспорт, дороги, пробки. Условия, в которых жители спальных районов и близлежащих городов ежедневно ездят в центр столицы на работу, вынуждают считать первоочередной именно эту задачу. К её решению применяется комплексный подход: строятся новые станции метрополитена, стараются разгрузить транспортный поток в центре, в том числе за счёт организации платных парковок, используются интересные методы, например, недавнее нововведение – каршеринг.
Особо я ценю, что строительство метро ведётся на опережение. Не ждут, пока ситуация станет катастрофической, а решают проблемы заранее. Нехватка такого долгосрочного стратегического планирования во многом привела к тому, что уже много лет подряд решают одни и те же группы задач. Сергей Семёнович отлично это понимает. Поэтому новые линии метро ведут в районы, которые только начинают застраиваться жильём, на новые присоединённые территории. На них вырастут не только жилые микрорайоны, но и рабочие, производственные и научные кластеры. Чтобы жители могли работать рядом с домом, ходить в театры рядом с домом, вообще проводить свой досуг рядом с домом.
Сегодня в Москве беспрецедентные скорости строительства метро. По предварительным расчётам, протяжённость линий метро вырастет в полтора раза, появятся новые 183 километра, 85 станций и 12 электродепо.
– Как сами столичные жители реагируют на эти изменения? Учитывается ли мнение простых горожан при планировании?
– Благодаря современным технологиям двусторонняя связь стала проще. Жители столицы сами решают, каким будет облик той или иной улицы, как будет выглядеть вестибюль метро, установят ли шлагбаумы во дворах, ставших зоной платной парковки. Электронная система «Активный гражданин» позволяет это делать, а также многое другое. Москва сейчас – площадка для коллективного труда, заботы и сотрудничества её жителей с правительством.
Это ценное нововведение позволило реализовать программы по улучшению улиц и дворов Москвы. Город становится красивее и удобнее для жизни в нём. Появилось большое число пешеходных зон, благоустраиваются парки, проводятся фестивали, налаживаются международные связи.
– Москвичи тем не менее не всегда довольны тем, как преображается столица.
– Не бывает так, чтобы всё шло гладко. Нельзя приготовить омлет, не разбив яиц. Любая инициатива, любая деятельность встречает на своём пути препятствия. Вопрос в том, как с ними справляться, – делать что-то для разрешения проблемы или игнорировать её. Насколько я могу судить, проблемы никто не игнорирует. А для пустословных протестов и возмущений есть такие люди, для которых главное – протестовать, и не так важно, против чего или насколько это обосновано. При этом всегда важно наладить с жителями двусторонний диалог, воспринимать конструктивную критику и прислушиваться к «гласу народа».
– Но есть и те, кто протестует против современной политики правительства Москвы.
– В подавляющем большинстве жители всецело поддерживают то, что делается. Именно они проголосовали за Сергея Семёновича в 2013 году, выбрав его мэром столицы.
Человеческая природа такова, что запоминаются временные неудобства, а не то хорошее, что следует за ними. Тем не менее постоянно поддерживается диалог с жителями, и власти идут навстречу их пожеланиям, я как депутат от Москвы и куратор городской программы строительства новых храмов в столице это ответственно заявляю. Например, о том, что нужнее жителям города: Москва златоглавая или отсутствие куполов, говорит конкретный факт – постоянное увеличение числа приходов, их уже более 100, строительство новых церквей. Люди давно проголосовали за это строительство своими пожертвованиями. Ведь храмы строятся исключительно на благотворительные средства. Да и кто будет спорить с тем, что новые храмы только украсят облик столицы.
– Как продвигается строительство православных храмов?
– Программа строительства православных храмов планировалась ещё давно, но в фазу строительства всё вышло только при Сергее Семёновиче. Как куратор программы, я постоянно наблюдаю за ходом её реализации, контролирую ход строительства и в целом доволен тем, как обстоят дела. По просьбам прихожан установлены 100 деревянных храмов-часовен. Мы построили уже больше 20 каменных храмов, строятся и реконструируются десятки новых. Каждый год сдаётся в эксплуатацию всё больше. Когда приезжаешь с осмотром на строительную площадку, приятно видеть искреннюю радость людей от того, что в их районе по нашей программе строится храм.
– Вы ведь курируете не только строительство храмов, но и «главный символ демократии страны» – строительство Парламентского центра.
– Двадцать лет мы к этому шли. Только вдумайтесь. Наконец под строительство Парламентского центра была выделена земля, и множество людей прикладывают максимальные усилия, чтобы стройка началась как можно скорее. Без решения мэра города Собянина о передаче участка городских земель в Мнёвниковской пойме площадью 17 гектаров в федеральное пользование это было бы невозможно. В следующем месяце подведём итоги второго этапа конкурса с учётом предложений и поправок, внесённых в первом туре. Надеемся, что уже в первом полугодии будущего года строители выйдут на площадку.
– То есть изменения в городском стройкомплексе вы оцениваете как положительные?
– Да, оцениваю положительно. Как я уже говорил, проблемы всегда были и всегда будут. Наша задача – работать на опережение, мыслить, глядя в будущее. И строить, строить. То, что нужно в текущий момент, потребуется и в ближайший. Будь то жилые кварталы, станции метрополитена, различные производства или храмы.
Спросите сейчас любого строителя, достаточно ли работы. С территориями Новой Москвы работой мы обеспечены на многие годы вперёд. Даже сейчас, в трудный с точки зрения экономики период, развитие нашей столицы не останавливается. Результаты говорят сами за себя. Статистику не обманешь. А если возникают какие-то сложности, к ним немедленно принимаются контрмеры, чтобы выправить вектор развития города. А направление у этого вектора правильное – «город, комфортный для жизни».