Москвичи признают, что одним из главных достижений нынешнего главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова стало введение единого билетного меню на столичном транспорте. Продажа «Единого» началась со 2 апреля 2013 года. Правда, вместе с удобным меню сохранились старые проблемы и появились новые. Касаются они стоимости билетов на 1 и 2 поездки, а также целесообразности ограничения сроков их действия.
Напомним, что и раньше стоимость поездки по «коротким» билетам была дороже, чем по «длинным». Так, например, ещё до введения «Единого», в 2011 г. за одну поездку приходилось выкладывать 28 руб., а себестоимость одного прохода в метро по билету на 60 поездок была всего 18 рублей. Однако правительство Москвы решило, что продавать «короткие» карточки – дело невыгодное, и постепенно начало поднимать их стоимость. В 2013 г. – 30 руб., в 2014-м – 40, а со 2 февраля 2015 г. – целых 50 рублей!
«Налог» на приезжих
Но откуда такая несправедливость и дискриминация к «маленьким»? Причин несколько. Во-первых, по словам М. Ликсутова, город стремится уйти от практики применения бумажных билетов на 1 и 2 поездки, от них хотели отказаться ещё в 2013 г., но передумали. Мол, выгода не оправдывает себестоимость их производства. Во-вторых, очереди в метрополитене вырастут, если люди безболезненно для кошелька будут торчать у окошек касс. То есть власти Москвы сознательно заставляют пассажиров покупать билеты на 40 или 60 поездок, специально завышая цену разового прохода через турникеты. Следующий момент – это желание Мосгортранса и Московского метрополитена получить прибыль сразу, а не растягивать это удовольствие на несколько месяцев продажей билетов на 1 и 2 поездки.
Несмотря на то что лишь 5% пассажиров покупают разовые билеты, метрополитен зарабатывает неплохие деньги с таких продаж. Предположительно за 2014 г. это 3,486 млрд рублей. Поэтому можно допустить, что завышенная стоимость рассчитана на тех, кто в Москве проездом. Им нет никакого смысла покупать «длинные» билеты ради того, чтобы от Ярославского вокзала добраться до Курского. Получается, что власти при помощи своих ГУП «Метрополитен» и ГУП «Мосгортранс» в некоторой степени обворовывают приезжих ради того, чтобы получить больше прибыли и контролировать рост цен на проезд для москвичей, которые постоянно пользуются общественным транспортом? Мол, задача правительства Москвы – беспокоиться о своих горожанах, а федеральных властей – обо всех россиянах. И коли нет от федеральных властей каких-нибудь дотаций, значит, им на эту ситуацию наплевать. Если это так, то логика получается довольно порочной, когда каждый будет думать только о своей вотчине, и, не дай бог, из-за этого въезд в Тверь для машин с московскими номерами станет платным.
Не шей мне срок
Ещё одна особенность «коротких» билетов – их срок действия. Всего 5 дней с момента приобретения. Правда, нужно сказать, что в 2007 г. магнитная карточка на 2 поездки вообще работала всего 3 дня, начиная с первой поездки. А «длинные» билеты на 5 и более поездок – всего месяц. На сегодняшний день «Единый» на 5 и более поездок действует 90 дней.
Вопрос «срока годности» билетов поднимался не раз. Так, в марте 2007 г. Верховным судом РФ было принято сенсационное решение о недопустимости ограничения времени действия карточек столичной подземки. Однако производство по делу по разным причинам остановили. В итоге было установлено, что наличие срока действия у проездных вообще не нарушает каких-либо конституционных прав и законов РФ. В конце концов, метрополитен действительно информирует об этой особенности билетов, а покупка проездного – это своеобразное заключение контракта, где вы автоматически соглашаетесь с правилами пользования билетами. Тем более они установлены постановлением Правительства Москвы №812‑ПП от 24 декабря 2014 года.
Подход не очень справедливый. Многим в течение года нужно совершить поездок 10–20, но им приходится тратить лишние деньги и стоять в тех самых очередях, с которыми борется Ликсутов. При этом непонятно, что же мешает сделать билеты бессрочными? Например, в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Стокгольме, Чикаго и других городах мира логика меню заключается в следующем: либо вы покупаете определённое число поездок на какое угодно время, либо берётся проездной на определённый срок – и катайтесь до посинения. Причём нью-йоркский билет на 5 поездок можно тратить несколько лет.
Выходит, что столичная подземка попросту обворовывает пассажиров? Откуда у нас вдруг появляются какие-то ограничения по сроку пользования? Безусловно, такой подход приносит дополнительную прибыль – от 5 до 15%. Правда, стоит сказать в защиту нашего метро – у нас цены на билеты меньше, нет разделения по зонам (как в электричках), да и инфляция серьёзнее, чем в Европе и США. Но непонятно, зачем вводить ограничения на «короткие» билеты? Ради того, чтобы заработать лишний раз на сгоревшей поездке?
Даже если не нужно тратиться на производство бумажных билетов, правительство Москвы всё равно предлагает покупать 1 поездку за 50 рублей. Недавно стартовал пилотный проект по оплате прохода через турникеты с помощью банковских карт с бесконтактной технологией оплаты от MasterCard. Это стало бы удобной возможностью для приезжих – зайти в подземку и не стоять в очереди сначала к банкомату, а потом в кассу. Однако цена за поездку – 50 рублей. Выходит, не в экономии на производстве разовых билетов дело?