Аргументы Недели → Город М № 35(476) от 17.09.15

Пьём своё родное

, 09:31

В текущем году на рынке вин наметились изменения. Импортное вино дорожает, зато растут объёмы производства отечественной продукции, а значит, идёт процесс замены зарубежных вин российскими. Однако назвать это полноценным импортозамещением можно весьма условно. Ведь одно дело – производить собственное вино из отечественного сырья и совсем другое – из привозного.

Москва по части потребления алкогольной продукции – город уникальный. Как отмечают эксперты, здесь выпивается 35–40% от реализуемого по всей стране виски, джина, рома, текилы и другого элитного алкоголя.А игристых и шампанских вин здесь ежегодно употребляют 25% от общего объёма. Это в три раза больше, чем в любом другом регионе России. «Москва – город бездельников и прожигателей жизни», – шутит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.Что касается обычных тихих вин, то здесь жители столицы на одном уровне со страной – употребляют 12% от общего объёма, что соотносится со средними показателями по России.

Вытесняя импорт

По данным ЦИФРРА, за первые семь месяцев 2015 года в России было произведено на 21% больше вина, чем в прошлом году. Доля крымских виноделов здесь 10%. По игристым винам картина аналогичная: рост производства за семь месяцев этого года составил около 20% . Из них 5% объёма дали крымские заводы. «Импортозамещение идёт, но, к сожалению, за счёт зарубежного виноматериала, – рассказывает Вадим Дробиз. – Вот в чём наша беда. Например, в прошлом году мы получили 350 миллионов литров виноматериала из своего винограда, а выпили продукции более 1,5 миллиарда литров. Получается, что мы обеспечиваем себя собственным сырьём только на 22%».

Таким образом, получается, что примерно треть винного рынка – российская продукция из отечественного сырья, треть – вино, произведённое из импортных материалов, треть – продукция, ввезённая по импорту. Хотя по этикеткам этого сказать нельзя – иностранных бутылок на полках больше. Отечественные производители пользуются сложившимися стереотипами и пишут названия иностранными буквами.

Вместе с тем поступление на рынок импортных вин постепенно сворачивается. По словам руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, падение значительное. За семь месяцев текущего года импорт тихих вин снизился на 11,5%, игристых – на треть. Соответственно, чтобы не уйти в вынужденный отпуск, поставщики стали всерьёз рассматривать продукцию российских виноделов. «Количество таких вин даже в дорогих магазинах заметно увеличилось, – говорит эксперт. – Производителям из Крыма здесь помогают наши бывшие импортёры и региональные власти. В частности, правительства Москвы и Московской области как-то даже обращались в торговые сети с просьбой продавать больше крымского вина». Схожие выводы и у предпринимателя Романа Жигульского. «Да, российских вин на полках всё больше, – говорит он. – Импортные вина становятся неконкурентоспособными по цене – поставщики уже заявили о повышении цен с сентября, как минимум, на 10%».

Кстати, по наблюдениям Романа Жигульского, в столице основные продажи приходятся на вино стоимостью 250–350 рублей. Хорошо распродаются и более дешёвые вина, но их качество оставляет желать лучшего.

Каковы перспективы

По данным Центра разработки национальной алкогольной политики, за семь месяцев 2015 года в Москве было продано 88 млн литров винодельческой продукции. Это на 3,5% меньше, чем в прошлом году. Кроме отечественных вин, а также традиционных вин Италии, Испании и Франции на рынке представлена продукция стран ближнего зарубежья. Так, за последнее время значительно активизировалась Абхазия. Её доля рынка – порядка 6–7%. Эксперты сходятся во мнении, что цена на эту продукцию завышена – около 500 рублей за бутылку. Тем не менее оно хорошо продаётся и пользуется спросом. Вина Грузии и Армении занимают 8% и 2% рынка соответственно. Кроме того, постепенно наращивает объёмы Молдова.

По мнению экспертов, особых перспектив по увеличению доли отечественного вина из своего сырья у нас нет. «Те виноградники, которые посадили в этом году, дадут виноград только в 2020 году, – говорит Вадим Дробиз. – А виноградников, которые начнут плодоносить в ближайшие годы, очень мало. Поэтому о реальном импортозамещении можно будет говорить не раньше 2025 года».

Для улучшения положения российских виноделов Павел Шапкин считает необходимым уравнять в правовом статусе вино и пиво: «Если на пиво нет маркировки, значит, с вин её тоже надо убрать. Если на пиво нет лицензии, то и на вино не должно быть лицензии. Либо ввести лицензирование и маркировку пива и пивных напитков. Тогда виноделие получит возможность для развития».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram