4 сентября социальные сети облетело тревожное известие: строительная компания «Мортон» готовится снести в Москве старый храм. Тревогу забила муниципальный депутат Александра Андреева, она же – инспектор ВООПИиК (общество охраны памятников).
Андрееву поддержали другие градозащитники на общественных началах, начались массовые «перепосты» в Интернете и сборы подписей. Однако в какой-то момент выяснилось, что сносят совсем не храм, не исторический памятник и не памятник архитектуры, а старый дом, до которого никому, включая защитников архитектуры, долгие годы вообще не было никакого дела. Тем не менее скандал уже набрал обороты и не собирается затухать.
«Мортон» готовит к сносу старинную церковь в центре Москвы», – пишет в своём блоге депутат Андреева. «Мортон» сегодня в очередной раз продемонстрировал свою русофобскую и сатанинскую сущность», – сообщает руководитель подмосковного ВООПИиК Евгений Соседов. «Госпиталь имеет не только высочайшую мемориальную ценность, не только представляет собой уникальный образец архитектуры «кирпичного стиля», но и отличается великолепной сохранностью интерьеров», – утверждает градозащитник Андрей Новичков.
Конечно, такое печальное событие и такие страстные выступления не могут не найти отклик в душах москвичей. Но о чём всё-таки на самом деле идёт речь в данном конкретном случае?
В 1914 г. в Лефортово построили госпиталь – перевалочный пункт для солдат, пострадавших на фронтах Первой мировой войны. Как и положено было в то время, на одном из этажей было предусмотрено специальное помещение – «домовая церковь» – место, где можно было помолиться. Хотя никакого отдельного храма тут, конечно, не было. Госпиталь действительно посещали царь Николай II и великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Чем он и вошёл в историю города.
Работал этот перевалочный пункт-госпиталь до 1917 года. При советской власти в здании находились разные организации, потом он попал в заводскую промзону, интерьеры менялись, «домовая церковь» исчезла без следа много десятилетий назад. После начала перестройки дом оказался никому не нужен, он ветшал и потихоньку разваливался, фасад осыпался. Проезжая в последние годы по Красноказарменной, можно было видеть лишь неопрятный кирпичный барак. В соответствии с документами Мосгорнаследия от 2012 года здание объектом культурного наследия не было и даже признаков такого объекта не носило.
В 2014 г. участок под бывшим госпиталем был размечен под строительство бизнес-центра, а застройщик – СК «Мортон» – объявил о предстоящем сносе. Но ни тогда, ни раньше градозащитные организации на старый дом по Красноказарменной не обращали никакого внимания. И только в самый последний момент, когда уже начинался снос, градозащитники неожиданно вскинулись. 5–6 сентября 2015 г. дом был снесён. И вот теперь общественники бросились на его защиту и требуют восстановления.
Чем же можно объяснить внезапно проснувшийся интерес «защитников города», ставших в своей деятельности уже профессионалами?
Автор «рейтинга губернаторов» Сергей Новиков считает, что ситуация не так проста, как выглядит на первый взгляд, и, для того чтобы разобраться в ней, стоит подробнее присмотреться к инициаторам скандала. В результате можно выяснить, что член ВООПИиК и муниципальный депутат Александра Андреева, которая так рьяно взялась защищать «домовую церковь в госпитале», – давно и упорно не ладит с РПЦ. «Ровно с тем же усердием, с каким она борется за госпитали, она сражалась… с постройкой новых церквей и передачей РПЦ старых», – пишет Новиков, задаваясь вопросом: а нет ли тут другого интереса? Что уж говорить: ВООПИиК в последнее время стал организацией, политизированной и ангажированной не хуже Гринписа (с которым, кстати, периодически сотрудничает).
«Ещё веселее обстоят дела с «Мортоном», о котором пишут, что он (цитирую ещё одного деятеля из ВООПИиК) «продемонстрировал свою русофобскую и сатанинскую сущность», разрушил отечественное духовное наследие, и всё такое, – продолжает Новиков. – Оказывается, «Мортон» как раз не сносит, а строит церкви в нескольких подмосковных районах, за что эту контору критикуют атеисты, коммунисты и прочие… Думаю, что речь идёт об очередном переделе строительного рынка в Москве, где против одной из компаний – «Мортона» – сейчас выпустили «специально обученных градозащитников».
По словам политолога Марка Калмыкова, в последнее время в среде отечественных журналистов либерального толка и разного рода градо- природо- и прочих «защитных» организаций стала заметна практика, позаимствованная, очевидно, из украинских СМИ. «Для того чтобы обвинить кого-то в самых гнусных преступлениях, теперь не нужно опираться на факты или как-то их интерпретировать в свою пользу, достаточно выдумать улики и как можно громче о них заявить. Своеобразный феномен «городских сумасшедших», призывающих народ на площадь. Гораздо хуже, что аудитория, включая профессиональную, периодически прислушивается к этим ораторам, не пытаясь разобраться в сути заявлений».