В материале «Коррекция разума» (№30 (471) от 13–19 августа 2015 г.) «АН» писали об объединении школы-интерната №30 и гимназии №1529. С редакцией связалась директор последнего учреждения и сообщила о неточности этой информации. Мы попросили Марину Анатольевну СОЛОВЬЁВУ рассказать о том, как всё обстоит на самом деле, как комплексу подразделений удаётся «дружить домами» и гармонично выстраивать учебный процесс. Также она поделилась идеей создания нового проекта.
- В результате оптимизации под ваше крыло полтора года назад попали ещё четыре учреждения, в том числе детский сад и коррекционные школы: школа-интернат для глухих и слабослышащих детей и школа для слепых и слабовидящих ребят. Скажите честно – не боялись взять такую ответственность?
–Как у нас часто шутят, мы дружили домами задолго до нововведений. И когда нужно было определиться с объединением, даже тени сомнений не возникло – от интернатов мы не можем отказаться! Даже несмотря на то что это требует вложения денег и, конечно, сил. Все наши родители и дети были согласны с таким решением руководства и педагогов.
– Как часто ребята из разных подразделений общаются друг с другом?
– Уроки проходят в разных помещениях, но во второй половине дня ребята регулярно встречаются. Все внеклассные мероприятия проводим совместно. Ходим в гости друг к другу: спортивные мероприятия проходят в структурном подразделении, располагающем большим спортивным залом; а на концерты, конкурсы, викторины идём туда, где шикарный актовый зал. Нас объединяет воспитательный процесс.
Стараемся, чтобы у детей было много совместных проектов. Так, в спортивной команде, участвующей от нас в городских соревнованиях, может с большой вероятностью оказаться абсолютно неслышащий ребёнок. Особенным детям, конечно, приходится нелегко, ведь даже ЕГЭ они сдают со всеми, на равных условиях, но ребята не сдаются и успешно справляются с экзаменами.
– Говорят, оптимизация часто приводит к сокращению штата учителей…
– Не могу отвечать за все школы страны, но у нас не уволен ни один педагог, продолжают работать и учителя, имеющие специальное дефектологическое образование. Все обязательные для детей с нарушением слуха и зрения коррекционные занятия проводятся, как и раньше, в прежнем объёме.
– Инклюзивное образование – это спасение для особых детей или наоборот?
–Если ко мне приходят родители ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и просят дать совет – пойти им в обычную школу или в специализированную, я всегда рассказываю о том, что в рамках нашего комплекса есть отделение, где педагоги знают, как найти подход к таким детям. Учебные материалы те же, но представлены в другом формате. Открывает, например, плохо видящий ребёнок книжку, а там лупа – читать легко. В обычной школе такого нет. А все наши коррекционные подразделения оборудованы необходимыми специальными техническими средствами обучения. Например, в подразделении для детей с нарушением слуха все классные комнаты и кабинеты оснащены звукоусиливающей аппаратурой. Это даёт возможность каждому обучающемуся успешно усваивать программный материал. Считаю, что начинать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья нужно со специалистами, а дальше уже выбирать для них индивидуальный маршрут развития.
А в идеале в коррекционной педагогике должно быть два направления – инклюзивное и специальное обучение.Надо оставить и то и другое – на выбор. Ведь каждый ребёнок индивидуален! Кроме того, многое зависит от того, как ситуацию воспринимают родители, учителя, да и руководство школы.
– Понятно, что денег всегда не хватает. Но всё же – насколько сегодня в Москве критична ситуация финансирования школ?
– Сказать, что у нас с этим большие проблемы, не могу. Однако вы верно заметили, что лишних средств никогда не бывает. Планируем развивать в гимназии платные услуги. Но не в ущерб основным занятиям! Захотели родители двух-трёх учеников, чтобы преподаватель занимался с детьми, например, ИЗО, на более высоком уровне – пожалуйста!
Ещё мы задумали новый проект: открытие групп в детском саду «Особый ребёнок». В этих группах будут воспитываться ребята с нарушением слуха, зрения, а также дети с нормальным зрением и слухом, но имеющие нарушение речи. В дальнейшем они смогут продолжить обучение в наших коррекционных подразделениях, специалисты готовы им помочь. После обучения в такой группе ребята смогут перейти в обычную школу.