В правила пользования столичной подземки и монорельса внесли изменения. Согласно заявлению руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, в скором времени пассажиров, которые держат двери и не дают им закрыться, смогут штрафовать на 1000 рублей. Таким методом чиновники хотят бороться с задержкой поездов и нарушением графика их движения.
Как сказал заместитель мэра столицы Максим Ликсутов: «Некоторые прыгают в вагон, держат двери. Теперь это будет являться нарушением правил пользования метрополитеном и монорельсом. Если получится так, что поезд не отъехал от станции в положенное время из-за противоправных действий пассажира, – это будет считаться административным правонарушением».
Предполагается, что штраф за подобные действия будут выписывать сотрудники полиции, которые дежурят на станции. Кроме того, официальной причиной для штрафа также может быть и то, что пассажир решил войти или выйти из вагона в тот момент, когда загорелся световой сигнал о закрытии дверей.
Новые изменения в правилах, мягко говоря, неразумны. Сделаны они скорее для того, чтобы чуть-чуть скорректировать регламент пользования подземкой и монорельсом с формальной точки зрения. А вот вопрос о контроле их выполнения остаётся открытым.
Как контролировать?
Во-первых, неужели г-н Ликсутов считает, что полицейские на станции будут следить за каждой дверью каждого прибывающего на платформу состава?! Представить это сложно – вокруг толпа людей, на самой станции настоящее броуновское движение из тех, кто спешит перейти на соседнюю ветку, и тех, кто спешит вырваться из подземки. В таких условиях разглядеть, что творится у дверей в вагонах, будет непросто. Тем более в часы пик.
Во-вторых, даже если полицейские сконцентрируют все свои силы на том, чтобы двери всегда закрывались без помех, и начнут следить за нерадивыми пассажирами, то как вообще должен выглядеть процесс задержания нарушителя? Машинист подождёт, пока полицейский подойдёт, представится, попросит документы, прикажет выйти из вагона? А двери будут открыты, а время отправки затянется? Или страж закона побежит вслед за поездом?
Можно предположить, что в действительности нарушитель попросту отпустит двери и поезд благополучно скроется в тоннеле. И останется полицейский ни с чем – не станут же за такое административное правонарушение объявлять человека в розыск и устраивать план «Перехват» по всему андеграунду.
Получается, что если невозможно проконтролировать исполнение какого-либо правила, то зачем оно вообще нужно?Люди всё равно время от времени будут немного придерживать двери. Чтобы нерасторопный друг успел заскочить. Причин может быть много, и не обязательно люди будут держать дверь исключительно из хулиганских побуждений. Штрафовать всех – не выйдет. Сделает ли это график движения поездов более стабильным? Вряд ли. Поэтому складывается впечатление, будто бы авторы новых правил давно не были в подземке.
Впрочем, есть изменения, которые абсолютно логичны. Например, дети должны обязательно первыми заходить в вагон. Взрослый таким образом может контролировать своего ребёнка и не дать тем же дверям его зажать. Только вот «инструкцию по применению» у нас в стране читать не принято, поэтому, пока не начнут об этом информировать, вряд ли о таких нормах вообще кто-то узнает. Объявления во время движения по эскалатору или какие-то наглядные плакаты на входе в вагон могли бы в этом помочь.
Ещё одно очень странное нововведение – это то, что теперь пассажир обязан показать по первому требованию свой билет контролёру, который стоит за турникетами. С какой целью – непонятно. На обратной стороне турникета есть световые индикаторы, которые показывают, по какому типу билета прошёл пассажир. Если есть подозрения в пользовании чужой социальной картой, то и без новых правил таких граждан останавливали и просили предъявить билет.
Имитация бурной деятельности
В целом же складывается ощущение, будто бы правила, подобные штрафу за задержку дверей, придумывают, чтобы имитировать работу по улучшению качества и комфорта общественного транспорта. Проблему почему-то перекладывают с больной головы на здоровую – на пассажиров, что держат двери. На самом деле задержка поездов чаще происходит из-за различного рода технических неисправностей, в том числе подвижного состава.
Кроме того, чего ожидал г-н Ликсутов, когда вводилась платная парковка в центре города? Что без всяких последствий люди пересядут на общественный транспорт, а нагрузки не вырастут? Уже сейчас метрополитен за день перевозит почти 7 миллионов пассажиров. Изначально при проектировании подземки никто и не рассчитывал на такие показатели – отсюда и все проблемы. В конце концов, метро до сих пор остаётся единственным видом общественного транспорта, с помощью которого можно довольно быстро добраться почти в любую точку Москвы за небольшие деньги. С наземным транспортом такой фокус не пройдёт – слишком часто придётся пересаживаться на другие маршруты. В итоге получается, что у Дептранса Москвы виноваты, как всегда, простые граждане, которые требуют комфортного общественного транспорта. Власти всеми силами стараются, но злой клан держателей дверей в метрополитене сводит всю их работу на нет!