Прошло чуть более месяца с момента вступления в силу запрета на продажу алкогольных энергетических напитков. А способны ли такие меры кардинальным образом повлиять на ситуацию с потреблением алкоголя в городе?
Все средства хороши
Ограничивать потребление спиртного нужно. Поэтому происходят показательные рейды и проверки торговых сетей. Как рассказал «АН» Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»,«все эти действия абсолютно незаконны. Запрет продаж какого-то одного вида продукции нарушает Конституцию страны. Это чистой воды пиар. Судите сами, если в прошлом году молодёжь от 15 до 20 лет выпила 100 миллионов литров энергетиков, то эта же группа выпила более миллиарда литров пива!»То есть вроде бы очевидно, с чем нужно бороться, но на пиво никто руку не поднимает.О заметном снижении потребления алкоголя населением пока говорить не приходится. Система запретов может эффективно работать только в комплексе мер, направленных на укрепление культуры здорового образа жизни, и сама по себе работает не так эффективно, как хотелось бы.
Однако многие убеждены, что если просто запретить продажу алкогольных энергетиков, то результаты не заставят себя ждать. «Наша фракция поддерживала закон о запрете продажи энергетиков. Мы согласны, что это важная и правильная инициатива, и эту проблему нужно решать, тем более что в первую очередь энергетики употребляют подростки и молодёжь», – говорит руководитель фракции КПРФ в Московской городской думе А.Е. Клычков.
Пить или не пить?
На прилавках меньше алкоголя не стало, и он остался столь же доступным, как и до запрета. По словам предпринимателя Романа Жигульского, никаких проблем ритейлеры не заметили, алкогольные энергетики просто были заменены на другие позиции, а потребитель уже подстроился под новые веяния рынка. К примеру, пиво осталось в лидерах по потреблению среди молодых.
Картина вырисовывается довольно странная. Энергетики запрещены, депутаты активно пропагандируют освобождение прилавков магазинов от этого вида продукции, но ситуация едва ли меняется в лучшую сторону. «Вся эта борьба с коктейлями – чистой воды профанация, – говорит Роман Жигульский. – Такие меры наводят на мысль, что ГД занята бездельем».
Получается, что алкогольные энергетики исчезли с прилавков только для того, чтобы уступить место пиву и другим видам алкоголя. В то же время активно лоббируется возвращение рекламы пива, а также шампанского и отечественного вина. При современном уровне развития качественной пропаганды здорового образа жизни мы просто меняем шило на мыло. То есть молодёжь, может, и станет меньше пить энергетиков как таковых, но с лихвой может восполнить этот пробел потреблением других видов алкоголя, не менее вредоносного, чем энергетики. И простыми «народными» рейдами, имеющими своей целью поднятие популярности депутатов, вряд ли удастся избавить молодёжь столицы от столь пагубной привычки.