На сцене новые лица и аскетичные декорации. Сам спектакль соткан из живых диалогов, услышанных в кафе и электричках. Всё это – новый театральный формат, воплощённый студентами мастерской Дмитрия БРУСНИКИНА.
Режиссёр и руководитель курса Школы-студии МХАТ рассказал нам, что интересно публике, пережившей «сытые нулевые», и как работа на разных площадках помогает искать современный театральный язык.
- Ваш спектакль «Это тоже я» создан в модном формате «реалити»: глядя в объектив камеры, герои рассуждают о любви, деньгах и Путине. А по вашему мнению, понятие «мода» вообще совместимо с театром?
–Театр должен быть скорее не модным, а современным. Принято считать, что живой театральный организм живёт десять лет. А потом то, на чём он был построен, становится консервативным.
– А что нужно публике сегодня?
– Если говорить о времени нулевых, то это было сытое десятилетие. У людей появилась возможность покупать красивые вещи, путешествовать по миру. И театр требовался исключительно развлекательный – несерьёзный и неглубокий. Но наступили другие времена: сегодня интересен театр, который анализирует ситуацию. И для этого нужно видеть и знать, что происходит вокруг.
– Поэтому сегодня востребовано такое театральное направление, как вербатим? В постановке «Это тоже я» использованы реальные монологи и диалоги, услышанные в повседневной жизни?
– Да, наши актёры отправлялись с диктофонами или камерами на улицу. Такая техника – вербатим – это в первую очередь изучение человека. Мои студенты находили людей, задавали им вопросы. Собрав материал, обрабатывали его и выбирали то, что для них казалось наиболее важным. Обращали внимание на специфику жестов, если прохожий позволял снимать себя на видео. Именно из таких наблюдений и состоит наш спектакль. Если не пытаться рассмотреть личность, можно легко попасть в театральный штамп. Показать, например, среднестатистического бомжа. Но доверия такому герою у публики не будет.
Конечно, важно, что происходит на сцене. Но гораздо важнее, что происходит в зале. Театр случается, когда происходит взаимодействие. А если между сценой и залом возникают стена, недоверие – театра нет.
– Вас можно назвать демократичным руководителем?
–Думаю, да.Ведь я ученик Олега Николаевича Ефремова, который создавал «Современник» на принципах нового демократичного театра. Актёры для меня – ни в коем случае не марионетки.
– А не боитесь, что дружеские отношения могут перейти в панибратство?
– Сохранить эту грань тяжело, но возможно. Всё же театр – дело коллективное и живое. Театр должен быть построен на любви. А если что-то построено на глубоком чувстве, это предполагает доверительные отношения. И исключает тоталитарность.
– Вы стали преподавать после окончания мастерской Олега Ефремова. Это стало для вас важным шагом в карьерной лестнице. А сегодня вы предлагаете такие возможности своим студентам?
– Как правило, в нашей мастерской преподают те, кто в ней вырос. Только недавно мы стали привлекать людей со стороны. Сначала будущие преподаватели становятся ассистентами, потом – педагогами. Этот путь прошли все, в том числе и я. Такой «лифт» мы предлагаем всем нашим ученикам. Но остаются те, кому это нравится, кто чувствует интерес к преподаванию и, конечно, у кого есть дар.
– По какой причине можете отчислить с курса?
– С учеником мы можем просто не сойтись. Ведь необходимо, чтобы возник обоюдный контакт. Это как сообщающиеся сосуды. Но это не значит, что у отчисленных актёров не получится добиться успеха. Часто эти люди находят себя в другом месте, на другой сцене.
– Когда ваши ученики играют на сцене, вы наблюдаете за ними из-за кулис?
–Скорее не наблюдаю, а слушаю. У меня такой метод. Я на слух определяю, как идёт спектакль, как он живёт.
– Вы не ощущаете дискомфорта, играя на чужих сценах?
– Нет, абсолютно. Мы работаем на разных площадках: Учебный театр МХАТ, «Театр.doc», «Практика», «Боярские палаты». Может быть, это и есть наш стиль? Мы выходим из «коробки» и ищем новые пространства. А вместе с этим и новый современный театральный язык. Возможно, родные стены и нужны, но сейчас у нас время поиска.
Например, не так давно мы приезжали в Санкт-Петербург и играли в ночном клубе «Детка». Вроде бы что это за площадка такая – ночной клуб?! Да ещё и с названием «Детка»! Но всё прошло замечательно! Мы открыли для себя совершенно новое пространство. Это помогло и самому спектаклю – он вырос и стал качественно лучше.
Так, выступаем мы в абсолютно разных местах, но репетируем пока в одном – Учебном театре МХАТ. А что будет дальше? Жизнь покажет.