Аргументы Недели → Город М № 14(455) от 16.04.2015

Чем расплатится столица

, 18:39

Армения стала участницей Евразийского экономического союза с 2015 года, а поставки в Москву продуктов пока только сокращаются. Это происходит из-за невыгодных расчётов в рублях за товары из Еревана.

В ноябре -декабре 2014 года экспорт из Армении в Россию стал резко сокращаться. А по итогам этого года он упал почти на 8%. Примерно на 6% уменьшился товарооборот Еревана с Москвой. По данным армянских информационно-аналитических агентств, местные предприятия хотят поставлять свою продукцию в столицу РФ, но их не устраивают расчёты в рублях. А столичные бизнесмены пока не готовы перейти на доллары. Как следствие, компании-экспортёры бьют тревогу. 

Экспорт сократился

Дорогие армянские продукты залёживаются на российских прилавках. В январе-феврале 2015-го экспорт продуктов из Армении в столичный регион сократился на пятую часть. Упали поставки дорогих товаров: вина, коньяка и кондитерских изделий. Сократились объёмы отпуска фруктов и овощей: гранатов, айвы, хурмы, огурцов, помидоров.

Сейчас килограмм армянских яблок, груш, винограда в Москве стоит 150–300 рублей. Помидоры и огурцы тоже недёшевы. В столице за них просят до 250–270 руб. за кило. Зато аналогичная продукция из других стран бывшего СССР на 15–30% дешевле.

Падение объёмов поставок из Армении в Москву связано сейчас не только с курсом рубля. Товары приходится доставлять по длинному и затратному маршруту: сначала по железной дороге в Грузию. Затем в Тбилиси. Там перегружать всё это на фургоны, следующие через Кавказские горы до Северной Осетии. И только оттуда продукция из Армении развозится в другие регионы России.

Эх, дороги

Есть путь ещё длиннее: по железной дороге до грузинского порта Поти. Затем паромом до российского Причерноморья. Далее до Новороссийска или соседнего порта Кавказ. А затем уже – вглубь России. Но этот маршрут – пожалуй, самый невыгодный. Как рассказала нам Карине Минасян, министр коллегии Евразийской экономической комиссии,«пока рано говорить об идеально отлаженном механизме транзитных перевозок между Россией и Арменией. В ходе встреч с предпринимателями из Армении, которые участвовали в московской выставке «Продэкспо-2015», последние подтверждали, что по сухопутному маршруту через Северную Осетию заметно сокращаются расходы и время транспортировки грузов».

Удешевить перевозки могло бы открытие железной дороги через Абхазию – традиционного, прямого и самого короткого пути между Россией и Арменией. Артём Арзумов уточнил, что «возобновление работы этой стальной магистрали могло бы на 20–30% понизить стоимость грузовых перевозок между Арменией и РФ.Что привело бы к стабильному росту торговли между этими странами».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram