Московское правительство планирует перевести все эвакуаторы частных компаний в свою собственность. Об этом сообщил глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов на круглом столе Общероссийского народного фронта. Предполагается, что от услуг частных эвакуаторщиков город может отказаться в течение года.
По словам заммэра столицы и главы Дептранса, такие шаги предпринимаются, чтобы «уйти от мыслей о коммерческом интересе», который не без причин неразрывно связан с платной эвакуацией в городе. Однако не ясно, как Максим Ликсутов избавит автомобилистов от этой гнетущей его мысли? В сухом остатке эти действия попросту позволят переложить деньги за навязанную услугу из частного кармана в государственный. Если бы глава Департамента транспорта предложил не брать деньги за эвакуацию вовсе, тогда бы, конечно, коммерческий интерес у ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) испарился.
Сегодня в столице 305 эвакуаторов, которые охотятся за неправильно припаркованными автомобилями. 155 из них принадлежит ГКУ «АМПП», 50 – ООО «Сервис-Интегратор» и ещё 150 – ООО «МосГорЛогистик». Казалось бы, довольно здравая идея для современного мегаполиса – разделить бремя труда с частными организациями. Но изначально, когда в город только планировали вернуть процесс платной эвакуации, многими экспертами и правозащитниками высказывалась очевидная мысль – раз процесс будет платным, эвакуаторщики захотят на проблеме нажиться.
Как в воду глядели. Руководством ГКУ «АМПП» введены некие планы по количеству эвакуированных машин, которые должны были неукоснительно соблюдаться. А когда в столице появилась ещё и собственная городская автоинспекция (МАДИ), дело по зарабатыванию денег с помощью эвакуации поставили на конвейер. Итогом такой тотальной вакханалии стала недавняя проверка Генеральной прокуратуры МАДИ и ГКУ «АМПП», в ходе которой выяснилось, что в столице ошибочно было выписано около 643 тысяч штрафов за неправильную парковку! Из-за такой «ошибочки» с населения содрали 1,8 млрд рублей.
Если теперь штрафы за неположенную стоянку и остановку выписывает структура, которая принадлежит столице, то каким образом перевод 150 эвакуаторов в те же государственные руки, что-то изменят в лучшую сторону для простых обывателей?
Воз и ныне там…
Критика платной эвакуации началась в столице даже раньше, чем её ввели. Вот только столичные власти либо закрывают на неё глаза, либо начинают заниматься имитацией бурной деятельности, как в случае с желанием отказаться от частных эвакуаторов – поэтому со временем нарекания никуда не делись. За несколько лет существования этой системы Департамент транспорта Москвы так и не стал менять ни сомнительную дифференциацию цен на эвакуацию, ни свой подход к отправке нарушителей на штрафстоянку.
Последнее вызывает наибольшее раздражение у водителей. Если рассуждать здраво, то увозить неправильно припаркованный автомобиль нужно тогда, когда он мешает дорожному движению или пешеходам. Но так как для самоокупаемости необходимо выполнять определённый план – под гребёнку «зелёных крокодилов» попадают все машины, которые хоть как-то нарушают правила стоянки.
Беда в том, что все штрафные санкции воспринимаются любыми региональными властями не как попытка навести порядок в какой-то определённой сфере, а как средство пополнения собственного бюджета. Пока платную эвакуацию не снимут с денежной иглы – она так и будет вызывать раздражение у водителей, которые вынуждены тащиться на другой край Москвы, чтобы забрать свой автомобиль.
Перемен не хотят
Менять эту ситуацию необходимо с помощью новых поправок в законы, что, кстати, и делается в Госдуме. Вячеслав Лысаков, заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, а также лидер Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия», рассказал, что готовится уже второе чтение законопроекта, который вносит поправки в КоАП касательно принудительной эвакуации.
Прежде всего планируется официально разрешить эвакуацию только тех автомобилей, которые непосредственно мешают дорожному движению и пешеходам. В остальных же случаях нарушителей предлагается карать только штрафом за неправильную парковку. Кроме того, в законопроекте предлагается штрафовать должностных лиц на 20 тыс. рублей, если они решили увезти автомобиль, даже когда владелец рядом и способен устранить помеху. То есть можно будет спастись от путешествия на штрафстоянку, даже если машину уже погрузили. Однако если эвакуатор уже тронется с места – двойного наказания не избежать. Вдобавок предлагается лишний раз защитить права инвалидов – с их законных парковок увозить нарушителей на штрафстоянку и выписывать штраф в 5 тыс. рублей.
«Также можно сделать как в Европе, где автомобиль нарушителя перемещают попросту на соседнюю улицу, где он не будет никому мешать. Человеку выписывается только штраф, и за эвакуацию он не платит. В результате ему не нужно будет тащиться на край города, а можно всего-то проехать 1–2 км на общественном транспорте, чтобы забрать машину. В итоге и помеху устранили, и водитель не унижен», – рассказал Лысаков.
Однако подобные здравые идеи встречают жесточайший отпор московского правительства, которые категорично не согласны с тем, чтобы их действия регулировали федеральные органы. В законопроекте, к слову, предлагают силами Федеральной службы по тарифам сделать единую методику расчёта стоимости эвакуации. Логично, что столичное руководство не хочет терять собственную кормушку и всячески препятствует таким начинаниям. Очевидно же, что плата за эвакуацию из расчёта лошадиных сил автомобиля выглядит как бред.
Похоже, что московские чиновники готовы даже на постоянную социальную напряжённость лишь бы не терять тот самый коммерческий интерес. Однако к чему это всё приведёт? Остаётся надеяться, что здравый смысл победит и законопроект всё-таки примут. Потому что точка зрения депутатов ГД правильная, а всё остальное – от лукавого.