В октябре 2014 г. врачи стали консультировать больных по телефону. Не так давно власти признали этот метод удачным, и теперь Департамент здравоохранения намерен организовать в отделениях неотложной медицинской помощи специальные консультативные пульты, где специалисты будут давать пациентам советы, как выжить.
Такие телефонные консультации – лишь часть реформы, которую проводят по всем канонам «модернизации и оптимизации здравоохранения». До преобразований диспетчер «скорой» был в каждой московской поликлинике. Теперь, чтобы вызвать «карету», приходится звонить в «единый центр». А он – один на целый административный округ! К счастью, вышеупомянутые изменения пока коснулись только взрослых. Но и детскую неотложную помощь в ближайшее время тоже ожидают перемены. Например, диспетчера в поликлинике заменит единый центр с одноканальным телефоном. Один на округ!
Помощь от такой «телефонной медицины» весьма ограниченна: врач, отвечающий на звонки, не имеет права давать больному советы. Ещё бы, ведь он его никогда не видел и не осматривал. Зато доктор может дать совет, как поступить «здесь и сейчас». Например, при обострении хронических болезней записать пациента на приём к специалисту или вызвать «03». Сегодня у телефона пока ещё дежурит неотложка. В скором времени к консультациям присоединятся терапевты столичных поликлиник. Скрытая опасность телефонных консультаций в том, что непосредственное общение доктора с пациентом может в один прекрасный день вообще исчезнуть как анахронизм.
Хороший врач не навредит
В некоторых ситуациях телефонный разговор с врачом действительно лучше, чем поход в поликлинику, учитывая бесконечные очереди. Если человек по ошибке закапал себе в нос перекись водорода, ему стоит в этом случае записываться к терапевту. Грамотный специалист по телефону спокойно объяснит, как действовать. По словам педиатра Ирины Миринбург, хороший врач обязан знать, какие случаи можно разобрать по телефону или Интернету, а какие нельзя.
Часто присутствие врача действительно не требуется. Достаточно всего одной короткой консультации. В таком случае опытный доктор поймёт больного и поможет ему по телефону. «Опыт интернет-лечения подтверждает, что в ряде случаев заочные консультации вполне оправданны и несут несомненную пользу для пациентов, – говорит врач-эндокринолог, член Европейской ассоциации по изучению сахарного диабета Ольга Демичева. – И совершенно не обязательно делать их платными. Почему бы не включить телефонную консультацию врача-специалиста в список услуг ОМС? Я бы справилась на 100%».
Сторонники медицинских консультаций на расстоянии. Например, по скайпу часто ссылаются на зарубежный опыт. За границей такая метода общения больного с доктором популярна по простой причине: позвонить врачу дешевле, чем вызвать его на дом. Но экономить на здоровье не всегда безопасно.
«Нас учили, что консультировать по телефону неэтично и опасно!» – вспоминает врач-вертебро-кинезиолог Галина Севрюгина. – Пациент далеко не всегда может толково и грамотно определить своё состояние. И чётко и доходчиво объяснить, что с ним происходит». А что делать специалисту, если ему позвонил человек, который недавно перенёс инсульт и частично потерял память? Разговор в таком случае затянется, и помощь может и не успеть!
О пользе электроники
«Если врач неотложки начнёт давать консультации всем звонящим, то он будет сидеть с телефонной трубкой 16–18 часов в сутки! Возможность получить бесплатный совет население не упустит», – пишет пользователь одной социальной сети, пожелавший остаться неизвестным. Он полагает, что телефонные рекомендации доктора нужны в первую очередь не больному, а медсёстрам и фельдшерам, которые оказывают ему помощь. Хорошая мысль.
Ведущий научный сотрудник Гематологического научного центра Минздрава России Никита Шкловский-Корди предлагает свой способ решения проблемы. По его мнению, доступ к электронной истории болезни может сделать работу «скорой» и неотложки проще и эффективнее. Главное, чтобы бригада врачей имела возможность познакомиться с электронной медкартой пациента, находясь, например, в реанимобиле.
Никита Шкловский-Корди опасается, что из-за экспериментов с «модернизацией» и «реорганизацией» столица может пострадать. Так как нынешняя реформа здравоохранения осуществляется по принципу «до основанья, а затем». От «неэффективных» методов лечения пациента сегодня отказываются задолго до того, как создадут им замену. В результате больной остаётся без помощи. Если врач неотложки весь свой рабочий день консультирует по телефону, откуда у него возьмётся время ездить на вызовы?..
«Консультация пациентов по телефону не является медицинской деятельностью, поскольку на неё не оформляют лицензию, – объясняет врач-невролог Надежда Зыкова. – Согласно нашему законодательству, любая консультация без непосредственного осмотра пациента является информационной услугой и может быть оказана кем угодно – даже случайным собеседником, если вы неправильно набрали номер».
Никаких юридических основ для телефонных консультаций сегодня нет. В главном «лечебном» законе нашей страны – Федеральном законе №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» – перечислены условия, в которых можно оказывать медицинскую помощь. Лечить и консультировать больного можно на месте вызова бригады «скорой», в транспорте во время медицинской эвакуации, амбулаторно, то есть путём консультаций в поликлинике, ещё в дневном стационаре. Таким образом, получается что сегодня «телефонное лечение» незаконно…