В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) придумали, как избавить и без того узкие улицы от засилья дорожных знаков. Мало того что два человека на таких тротуарах разойтись не могут, так ещё и столбы мешают нормальному передвижению пешеходов, не говоря уже об инвалидах-колясочниках или людях с детскими колясками. По словам заместителя руководителя ЦОДД Александра Попова, они собираются решить эту проблему довольно простым способом – перенести такие дорожные знаки на фасады зданий.
Пока что это предложение существует лишь на уровне идеи, однако, если она будет одобрена, то перевешивать дорожные знаки с опор могут начать уже в этом году. В ЦОДД полагают, что если удастся таким образом переместить хотя бы 10% таких знаков – это уже можно считать успехом. Правда, не совсем ясно – для кого.
Дело в том, что сегодня в Москве насчитывается примерно 170 тыс. дорожных знаков, а 10% – это около 17 тысяч. Стоимость таких листов с различными изображениями зависит от многих факторов: какое будет светоотражающее покрытие, будут ли установлены светодиоды, солнечные батареи, антивандальное покрытие и даже какой формы сам знак.
В среднем фирмы, которые производят такие дорожные знаки, запрашивают за один такой лист от 750 руб. до 2 тыс. рублей. Получается, что на покупку таких знаков может уйти от 12,75 млн. до 34 млн. рублей. А к ним же ещё нужно докупить специальные кронштейны, которые прикрутят к фасаду зданий. Затем оплатить работу подрядных организаций, которые займутся перемещением этих знаков. Может набежать вполне приличная сумма. А вдруг вся эта инициатива направлена на поддержание, так сказать, гуталиновой фабрики, на которой работает чей-нибудь дядя?
К слову, в мае 2014 г. ЦОДД уже проводил тендер на закупку всего 11 тыс. дорожных знаков. Тогда цена контракта с победившей фирмой составляла 19,9 млн. рублей. Получалось, что в среднем один подобный знак стоил 1800 рублей.
Сколько потратят на этот раз – неизвестно. Возможно, знаки действительно попросту возьмут и перевесят на стены. Но, зная изворотливость некоторых чиновников, никак нельзя быть уверенным в таком исходе.
Мастера камуфляжа
Помимо очередной возможной траты бюджетных денег существуют и другие проблемы, которые могут возникнуть в связи с этой инициативой ЦОДД. Самая главная из них – а будут ли дорожные знаки, когда их перевесят на фасады зданий, заметными для водителя?
Во-первых, хоть власти и борются с засильем рекламы и различными отвлекающими вывесками, которые портят облик города, – различных табличек, стендов, панелей всё равно предостаточно. За их пёстрым обилием многие дорожные знаки могут просто потеряться, стать незаметными или нечитаемыми для автомобилистов.
Во-вторых, плотность движения в столице очень высокая. Чтобы не попасть в аварию, водитель должен быть максимально сконцентрирован и следить за тем, что происходит на дороге. Теперь представьте, что ему периодически придётся бросать взгляд не только на боковые зеркала, но и в сторону соседних зданий и выискивать там, например, предупреждающий знак дорожного перехода. Сколько из-за этого будет мелких аварий? Сколько ДТП с участием пешехода?
Одним из вариантов по переносу дорожных знаков с мешающихся столбов могли бы стать растяжки, которые вешают над дорогой. Впрочем, и здесь наши чиновники умудряются перегнуть палку. Зачастую подобные элементы с дорожными знаками встречаются так часто, что начинают опять же лишний раз отвлекать водителя. То есть то, что должно было стать полезной и необходимой информацией для автомобилиста, превращается в информационный мусор, который лишь затрудняет восприятие.
Вдобавок к списку проблем прибавляется ещё и опаска за то, что может возникнуть путаница при перевешивании дорожных знаков. К сожалению, в столице нередки случаи, когда рядом могут быть установлены взаимоисключающие знаки. Одним из таких ярких примеров были стоящие рядом обозначения «Парковка» и «Остановка запрещена». Причём случалось и так, что человек вроде как ставил машину на стоянку, где не было никаких запретов, а затем на голом столбе вдруг появлялся знак «Стоянка запрещена». Соответственно приходилось и штраф оплачивать, и потом вызволять свой автомобиль со штрафстоянки.
Всё в меру
Безусловно, перемещение дорожных знаков со столбов, которые мешают пешеходам передвигаться, – дело полезное. Разными экспертами давно признано, что Москва – далеко не самый удобный город для простых прогулок. К сожалению, к этому привела не совсем адекватная политика прошлых властей столицы. Попытки хоть как-то сделать жизнь пешехода комфортнее – это здорово. Однако стоит ли замахиваться на какие-то абстрактные цифры и планы, чтобы поменять именно 10% знаков, а дальше хоть трава не расти?
Здесь необходима скорее точечная работа, нужно выяснять, где действительно перенос знаков на фасады зданий принесёт пользу и не станет лишней проблемой для водителей. Впрочем, зачастую такой подход считается у властей излишне муторным. Ведь куда проще попросту составить некий территориальный план по замене вообще всех знаков. Примерно так было с расширением зоны платной парковки. Будет ли подобное с дорожными знаками или же здравый смысл станет руководить процессом?