Столичный Центр организации дорожного движения готовит очередные поправки в ГОСТ. На этот раз в ЦОДД хотят добиться разрешения сузить дорожную разметку с 3,5 метра до 3,25. Предполагается, что новые нормы смогут на некоторых участках решить проблему «бутылочных горлышек», не прибегая к реконструкции, и освободить место для выделенных полос общественного транспорта. Но так ли это на самом деле?
Напомним, что на сегодняшний день, согласно ГОСТу 52399‑2005, автомобильные полосы в России должны быть следующих размеров: 3,75 м, 3,5 м, 3 м и 4 метра. Разные нормы придуманы не просто так, а с учётом трафика, максимально разрешённой скорости, типа дороги и общего количества полос на ней. В Москве чаще всего встречается ширина именно в 3,5 метра.
Потенциал в сужении и введении новых норм в ЦОДД видят прежде всего на Садовом кольце. Теоретически здесь действительно есть куда развернуться – на многих участках есть в общей сложности 13 полос. Если от каждой отщипнуть по четверти метра, как раз получается одна новая полоса.
Вопрос только в том, как она будет использоваться? В своё время на Садовом кольце предлагали сделать и выделенки под общественный транспорт, и велодорожки. Правда, только не за счёт сужения, а попросту отобрав их у автомобилистов. Если же ГОСТ удастся изменить, то на водителях на первый взгляд такие идеи сказаться не должны.
Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Во-первых, повсеместное применение в столице ширины полосы в 3,25 м попросту не имеет смысла. По мнению Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, предложение ЦОДД выглядит по крайней мере очень странно. Потому что от сужения слишком мало можно выиграть пространства. Например, с двух полос получается всего полметра, на которых даже велосипедную дорожку нельзя разместить. Ведь, согласно СНиП, она должна быть минимум 1,2 метра. А на широких улицах с четырьмя рядами полос даже выделенка под общественный транспорт не получится.
В тесноте и опаске
Второй очень важный аспект ширины полос именно в безопасности движения.
«ГОСТ предусматривает в одних случаях 3,75 метра, а в других 3 метра. Именно по причине того, что где-то разрешены достаточно большие скорости, например 80 км/ч. При таком ограничении узенькая полоса – вещь чрезвычайно опасная. Также ширина полосы зависит от типового состава транспортного потока – сколько легковушек и сколько грузовиков с автобусами. Если на узкой полосе встречается слишком много фур, водителю ехать сложнее. Он всё-таки человек и опасается такого близкого соседства. Из-за этого он начнёт сбрасывать скорость. В этом, конечно, нет ничего плохого. Беда только в том, что пропускная способность теряется. Потому что люди из-за осторожности начнут жаться. Конечно, на подобные минусы можно было бы попросту плюнуть, если бы город от этого мог бы хоть что-то выиграть и найти хоть какой-то позитив», – поделился своим мнением М. Блинкин.
Во многих местах в столице подняли допустимую скорость движения до 80 км/ч – в основном на вылетных магистралях. Полос там, мягко говоря, не так уж и много в каждую из сторон, чтобы хоть что-то полезное с этого поиметь. А теперь представьте, что придётся после сужения внимательно следить за бешеным потоком, перестроением, собственными и чужими боковыми зеркалами, чтобы их, не дай бог, не снести. Многие неопытные водители, не привыкшие не только к габаритам своего автомобиля, но и к более узкой полосе, вполне могут стать причиной целого ряда мелких аварий. Отсюда вновь заторы и пробки.
Была также идея за счёт сужения полос организовать новые платные парковки, но опять же всё упирается в то, чтобы найти необходимое количество полос ради того, чтобы появилась нужная ширина. Стандарты гласят, что притротуарное парковочное место должно быть 6,5 м в длину и 2,5 в ширину, – получается, что только из 10 полос можно сделать на одной стороне улицы парковку.
Можно, конечно, пойти обратным путём, и за счёт сужения сделать проще жизнь тем же пешеходам. Ведь далеко не везде в столице есть тротуары, где два человека могут спокойно разойтись. Таким образом их можно было бы расширить.
Поэтому на деле получается, что толк от нового стандарта будет исключительно ситуативным. А серьёзных изменений в плане пропускной способности дорог такие меры не принесут.
Разделяй и поворачивай
Кроме того, несколько бессмысленно выглядит такое теоретическое сужение даже на Садовом кольце. В 2014 г. у ЦОДД появился проект по реконструкции организации движения на этом участке. В результате подумали о том, что полосы нужно сузить, а вот их общее количество на внутренней стороне Садового вообще приравнять к 3–4 на всей трассе! Сейчас их где-то 7, где-то – пять, где-то – три. Возможно, это и решит проблемы на одних участках, но создаст их на других. А заторы и пробки теперь будут не только на Садовом кольце, но и на улицах, примыкающих к нему.
Однако есть и позитивные манипуляции с полосами. В ЦОДД задумались о том, чтобы массово устанавливать на съездах и поворотах делинеаторы – это специальные разделители полос, выглядящие как небольшое препятствие, похожее на порог. Сделают это специально для борьбы с любителями обогнать весь ряд и попытаться вклиниться в него перед самым поворотом. Что в столице происходит сплошь и рядом. В итоге из-за таких «умников» страдают те, кто вообще не собирался поворачивать. Подобные вещи зачастую вызывают серьёзные километровые заторы.
По словам главы ЦОДД Вадима Юрьева, прежде всего они присматриваются к ТТК, и именно оно будет оснащаться ими в первую очередь. Хотя, конечно, подобных проблем хватает и на многострадальных Садовом кольце и МКАД.
Впрочем, делинеатор, по мнению В. Юрьева, – вещь исключительно сезонная: зимой их планируют снимать, чтобы их не повредила снегоуборочная техника.
В итоге же получается, что пробки и заторы в Москве стали уже даже не бедствием, а модным способом заработать денег. Потратить вновь деньги на краску, чтобы перерисовать разметку (ибо неизвестно, когда поправки в ГОСТ действительно примут, может, уже после весны), платить за постоянную установку и разборку делинеаторов, вбухивать огромные средства в строительство эстакад и развязок, которые лишь перемещают пробки в пространстве. Всё это делать можно, только вот проблем не решает, а Яндекс уже начинает потихоньку задумываться, что десятибалльная шкала, по которой измеряется загруженность дорог на их сервисе, похоже, уже не актуальная и надо пересматривать со временем её значения.