Аргументы Недели → Город М № 39(431) от 16.10.2014

Бонус за лояльность

, 19:05

Столичные власти собираются разработать бонусную программу для владельцев социальных карт москвича (СКМ). Принцип будет простой: чем больше тратишь денег в предприятиях, которые предоставляют скидки льготникам, тем больше получаешь баллов. Впоследствии накопленные бонусы можно будет потратить на какие-либо товары или услуги.

Напомним, что сегодня СКМ для льготников – это не только бесплатный проезд в общественном транспорте, но и возможность получить скидку в 3379 предприятиях по всей Москве. В их список входят продовольственные магазины, точки общепита, аптеки и даже парикмахерские с туристическими фирмами. Размер скидок везде разный, но в среднем обладатель СКМ может приобрести товар на 7% дешевле. Хотя некоторые парикмахерские предлагают сбросить 20% от стоимости стрижки, а заказать пешую прогулку с экскурсией по Первопрестольной может оказаться на 27% дешевле.

Впрочем, пока ГУП «Московский социальный регистр» занимается лишь переговорами с крупными и мелкими торговыми предприятиями по поводу создания программы лояльности и накопления бонусов. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых трудностях, которые могут возникнуть. Например, в том же «Седьмом континенте», «Детском мире» или любой другой известной сети давным-давно есть необходимое оборудование, при помощи которого можно было бы заносить на СКМ данные о заработанных на покупках баллах. А вот в парикмахерской, химчистке, фирме, которая ремонтирует бытовую технику, – приборов, которые считают карту и дадут возможность потратить бонусы, может не оказаться.

Все в сеть!

Также в планах ГУП «Моссоцрегистра» создать до конца 2014 г. специальный отдельный интернет-портал, который будет полностью посвящён СКМ, где опубликуют всю полезную информацию по карточке. Хотя и на сайте «Моссоцрегистра» уже вся информация есть. А в 2015 г. планируется привязать к соцкартам «личный кабинет». Он нужен для того, чтобы зайти и посмотреть, где и какие покупки совершались, сколько бонусов накопилось и куда их потрать. Кроме того, власти считают, что смогут в новом году привлечь к программе скидок для льготников ещё порядка 1500 предприятий. Так что в теории возможность получать скидки и плюс к этому программа лояльности в определённых магазинах или кафе заинтересуют не только владельцев соцкарт, но и сам бизнес.

Из других полезных идей, которые реализуются для льготников, можно отметить создание карты на портале открытых данных Москвы (data.mos.ru). Помимо обычного списка с указанием названия предприятия, контактными данными и размером предоставляемой скидки теперь можно будет наглядно увидеть, какие магазины и фирмы находятся непосредственно в вашем районе или административном округе. Теоретически может появиться даже мобильное приложение, в котором можно будет быстро и легко найти необходимые магазины, если, конечно, найдётся разработчик-энтузиаст, чтобы его сделать. К слову, пока что из 3379 предприятий на карту нанесли всего две трети. Так что всё равно за полной информацией придётся идти в местный центр соцзащиты.

Проблемы рынка

По мнению Дмитрия Несветова, председателя комитета по бытовому обслуживанию МГО «Опора России», предложение по формированию клиентской лояльности здравое. Потому что рынок сейчас очень сильно «зажался» и сосредоточился в связи со всеми экономическими и политическими событиями, в том числе и в связи с рецессией и инфляцией.

«На сегодняшний день потребительский рынок сильно лихорадит. Логично, что бизнес должен приветствовать любые действия властей, которые направлены на поддержание платёжеспособности москвичей. Другой вопрос – какие именно требования и условия будут предъявлять столичные власти, чтобы реализовать свои идеи? Многие предприятия, которые уже давно работают в Москве, прекрасно понимают эту проблему и сами создают программы лояльности, в том числе и социально ориентированные. И данный механизм уже прекрасно работает. Так что, если идея властей сможет одновременно и соответствовать социальным задачам, и не создаст дополнительных издержек для бизнеса, её обязательно поддержат. В любом случае чем больше подобных программ, тем лучше, потому что спрос необходимо растормошить – психологический зажим очень сильный», – поделился Д. Несветов.

Однако проблема в привлечении клиентов может крыться не только в том, что бонусная программа будет не продумана. Достаточно вспомнить, а кто же является обладателем СКМ. На сегодняшний день соцкартой владеют более 4,5 млн. москвичей. При этом подавляющее большинство – пенсионеры, примерно 74%. Весьма проблематично даже представить, что эти люди будут искать в Интернете адреса кафе, где можно потратить баллы и выпить чашку кофе в кругу товарищей. Вряд ли они будут пользоваться услугами туристических фирм или заказывать пешие экскурсии по столице – в таком возрасте и с такими знаниями они сами лучше всяких экскурсоводов расскажут об истории города. Понятно, что они предпочтут бонусы, которые будут зачисляться при покупках в продуктовом магазине, чтобы затем бесплатно получить, условно, коробку конфет. В конце концов, устроить ужин для родных и друзей – это куда более по средствам и возможностям пенсионеров.

Вот только для начала придётся объяснить порядка 3,3 млн. пенсионерам, как эти баллы будут зачисляться, где их можно будет потратить и зачем вообще нужна программа лояльности. Конечно, многие из них разбираются даже с современными гаджетами, но далеко не все. Так что придумать очередной «пряник» для льготников – мало, нужно ещё научить их, как правильно им пользоваться. Иначе программа лояльности и бонусов так и не выйдет за пределы продуктовых магазинов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram