В Подмосковье планируют открыть мини-рынки, на которых будет продаваться сельхозпродукция исключительно от местных производителей. До 2019 г. таких торговых точек будет насчитываться около сотни. На реализацию проекта рассчитывают выделить колоссальную сумму – 8 млрд. рублей. Причём средства будут внебюджетные.
Менять политику!
В настоящее время уже сформирован пул инвесторов, который подмосковные власти будут привлекать через конкурсные процедуры. Однако, по утверждению экспертов, за все внебюджетные начинания, как правило, впоследствии «платят» сами граждане. В нашей стране введены санкции на ввоз говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов из стран ЕС, США, Канады, Австралии, Норвегии и Японии. Вслед за этим решением власти Подмосковья заявили о создании новых мини-рынков, которые будут предлагать только фермерскую продукцию местного производства. Специалисты считают, что Московской области будет непросто справиться с этой проблемой, так как здесь проживают 6 млн. человек. Плюс Москва с 12-миллионным населением.
Более 50 тыс. гектаров вокруг столицы пустуют. За последнее время резко упало производство молока и овощей. «Картофель производить в России невыгодно. Если в Европе на гектар господдержка составляет 300–600 евро, то у нас только 6 евро, – отмечает директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин. – Нужно менять политику в сфере сельского хозяйства, иначе при сегодняшнем раскладе мы никогда его не поднимем. Если оно убыточное, люди не будут им заниматься».
Кто за всё заплатит?
Для фермеров такие рынки очень удобны. Они будут располагаться в непосредственной близости к производителям, и «цепочка» окажется короче. Это позволит избежать «помощи» перекупщиков, из-за которых взлетают цены. «Если новые торговые точки будут создаваться за счёт внебюджетных средств, то, скорее всего, это будут деньги самих крестьян, для которых строятся рынки. А мясо и молоко в этом случае обойдутся покупателям гораздо дороже. Любое начинание, если оно внебюджетное, означает, что за всё заплатят покупатели», – говорит директор совхоза.
Непонятно вот ещё что: каким образом инициаторы этой идеи обойдут закон? Ведь существует постановление правительства РФ, есть органы местного самоуправления, которые утверждают расположение торговых мест. Если они утверждены, то заниматься торговой деятельностью на определённой территории разрешено. Если нет, то для открытия нового мини-рынка нужно написать постановление главе поселения и выполнить необходимые действия, которые предписаны законом.
В советское время у каждого универсама сидела бабушка, и никто её не трогал. Потому что все понимали, что ей нужны деньги, а покупателю – свежие ягоды и зелень. А любой, кто приходил на рынок, должен был выполнить несколько действий. Представить справку из сельсовета о том, что у тебя есть земельный участок. Отдать свой товар на пробу в лабораторию, которая определяла качество продукции. И всё! А сейчас необходимо большое количество документов и нал.
Бедные пенсионерки теперь даже попасть на рынок не могут, потому что с них требуют входной билет: директору рынка обязательно надо дать взятку! А потом они сидят перед рынком, пока полицейский не выгонит. По распоряжению начальника рынка.
Электронная очередь
На ярмарках выходного дня теперь существует электронная очередь. Если ты хочешь торговать – должен туда записаться. Если твоё место пустует: иди в конец очереди. Выживают только перекупщики. О том, как с ними бороться, задумывались ещё в советские годы. Скорее всего, эту проблему должна решать антимонопольная служба и правоохранительные структуры.
«Перекупщики находятся в постоянном сговоре с владельцами рынков. Живут они за счёт того, что имеют возможность закупать партии продуктов. А для фермеров это сложно, не говоря уже о мелких производителях, – отмечает заместитель председателя комитета по охране здоровья в Госдуме Олег Куликов. – Беда нашей продукции в том, что у неё плохой вид: тара, упаковка. Поэтому, чтобы выйти на эти мини-рынки, надо иметь броскую, яркую упаковку мясных и молочных продуктов», – убеждён эксперт.
Если продавец будет работать нечестно, то новые методы далеко не продвинутся. Для раскрутки любого продукта его цена должна быть демократична. А уже потом в связи с хорошей репутацией её можно повышать.