У российских ведомств нет чётких антикоррупционных планов. Об этом заявил самый богатый министр и глава Экспертного совета Белого дома Михаил Абызов. Критики же Абызова указывают, что куратору Открытого правительства в числе первых было бы неплохо рассказать о происхождении собственных сверхдоходов.
По словам министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова, большинство антикоррупционных планов правительственных ведомств на 2014–2015 гг. написаны «под копирку» и не содержат конкретных действий по борьбе с коррупцией, как того требует президентский Национальный план противодействия коррупции.
Эксперты, внимательно наблюдающие за антикоррупционной деятельностью министра, не без оснований отмечают, что мнение Михаила Абызова в данном вопросе действительно компетентное. Сам министр за годы работы в РАО «ЕЭС» сумел очень неплохо заработать. Сегодня по версии Forbes его состояние оценивается в 1,25 млрд. долларов. Работа на посту заместителя Анатолия Чубайса, в рамках которой Абызов отвечал за закупки, не прошла даром, и обладающий большим опытом совмещения коммерческой деятельности с административной работой в госструктурах министр прекрасно знает, где именно делаются деньги и как работают в России реальные коррупционные механизмы.
Определённо, чтобы иметь моральное и этическое право спрашивать с кого-то, есть смысл начать с себя. Министр постоянно указывает на необходимость борьбы с коррупцией, при этом его собственные доходы более многих других его коллег нуждаются в объяснении. Всего за год доход федерального чиновника без портфеля непонятным образом вырос в 4,7 раза. Согласно декларации, ещё в 2012-м его доход составил 60,3 млн., а в 2013 г. Михаил Абызов задекларировал уже 282,9 миллиона. Таким образом, официально куратору Открытого правительства удалось заработать в 66 раз больше своего шефа и протеже Дмитрия Медведева!
Аналитики уверены – с формальной стороны с декларированием доходов у Абызова всё может (и должно!) быть чисто. Иначе за что ест свой хлеб с маслом целый штат опытных юристов, призванных обеспечить своему клиенту комфортную и спокойную жизнь? Однако в любом случае складывается полное впечатление, что с управлением бизнесом федеральный министр не расстался и продолжает им активно заниматься, о чём, по всей видимости, и свидетельствует бурный рост доходов высокопоставленного чиновника.
На настоящий момент нет никаких свидетельств (по крайней мере нам не удалось их обнаружить), что Михаил Абызов действительно избавлялся в последние годы от крупных активов, хотя рост доходов он связывает именно с их продажей. Всё так же, судя по всему, Абызов владеет «Новосибирскэнерго», холдингом «Копитания», крупнейшим машиностроительным заводом «Элсиб».
С 2006 г. бывший член правления РАО «ЕЭС России» владеет британской компанией Powerfuel c угольными шахтами в графстве Южный Йоркшир, рядом с которой Абызов строил электростанцию стоимостью в 1,4 млрд. долларов. Она продана? Нет информации и об опционе на покупку более 25% крупнейшей частной российской энергокомпании Виктора Вексельберга «КЭС-холдинг», который министр Абызов получил в бытность работы в РАО «ЕЭС». Сегодня этот опцион, по мнению экспертов, оценивается в несколько миллиардов долларов.
globallookpress.com
Крупнейшей инжиниринговой компанией страны – Группой Е4 Абызов, как утверждают СМИ, управляет через кипрский офшор Eforg Asset Management Limited, который в свою очередь, по данным «Новой газеты», контролирует его супруга, а также через группу RUCOM, возглавляемую его бывшим подчинённым по РАО «ЕЭС» Александром Негомедзяновым. И хотя Е4 последнее время лихорадит – заказчики в лице Газпромэнергохолдинга, «Фортум» обвиняют Группу Е4 в срыве сроков сдачи крупнейших энергообъектов, а субподрядчикам приходилось объявлять голодовку, чтобы вытрясти из Е4 свои зарплаты, тем не менее у Абызова всё хорошо.
Министру удаётся зарабатывать даже на скандалах. В августе нынешнего года Группа Е4 выиграла у ОАО «Квадра» – компании Михаила Прохорова – иск на 276 млн. рублей. И это несмотря на то, что «Квадра» понесла огромный ущерб в размере 1,5 млрд. рублей от недоделок Е4 и срывов сроков введения объекта в строй. Но суд неожиданно встал на сторону подрядчика, не только сохранив группе 1,5 млрд. рублей, но и «отжав» у заказчика почти три сотни миллионов. Вероятно, репутация высокопоставленного чиновника, которому покровительствует сам председатель правительства, а также его дружба с курирующим российскую энергетику Аркадием Дворковичем, тоже сыграли в этом деле не последнюю роль.
Чем именно занимается в правительстве Михаил Абызов – мало кто сейчас понимает. Но совмещать эту работу с чеканкой монеты Михаилу Анатольевичу, без сомнения, удаётся, причём на удивление успешно. Правда, злые языки упрекают Абызова в том, что ему удалось едва ли не походя угробить некогда процветающую инжиниринговую компанию Е4, выжав из неё все соки, легко позабыв при этом о людях и миллиардных долгах. Но в правительстве Дмитрия Анатольевича министр слывёт эффективным менеджером и трудоголиком.
Самодеятельные борцы за чистоту рядов чиновников и обличители коррупции неоднократно уличали в нечистоплотности крупных российских чиновников. Это даже стоило места ряду видных функционеров. Но некоторых чиновников, о многочисленной собственности и роскошном образе жизни которых даже в кремлёвских коридорах ходят легенды, либеральная оппозиция своим вниманием незаслуженно обходит.
Что же, в этом случае есть смысл подождать итогов проверок самой администрации президента, чем занимается, как известно, помощник президента Евгений Школов. Тем более что для такой проверки в нашем случае есть все основания, и её результаты могут быть весьма интересными.
Права ли людская молва, приписывающая г-ну Абызову дома в Англии и Италии, собственный вертолёт и прочие блага, происхождение которых было бы неплохо прояснить и соотнести с чёрным ящиком официальных деклараций, оперирующих лишь безликими сотнями миллионов наглухо закрытых от посторонних взглядов доходов министра непонятно для кого Открытого правительства?