В начале 2014 года в московском метрополитене было принято решение улучшить имидж андеграунда в глазах пассажиров. Однако принятые инициативы, мягко говоря, оказались далеки от ожиданий граждан. Потому что речь шла не о повышении комфортабельности и удобства поездки в подземке, а о каких-то совершенно необязательных вещах. Так, например, сегодня руководством метрополитена рассматривается возможность установки светофоров на эскалаторах!
На сегодняшний день подобные светофоры уже стоят на двух станциях – «Чертановской» и «Тульской». Устанавливали их не от праздной жизни, а из-за ремонта подъёмников. Это обычные светодиодные столбики с двумя сигналами. Зелёный свет означал, что эскалатор работает, а красный – выключен.
Идею с лампочками решили перенести на все эскалаторы подземки. Вероятно, в руководстве метрополитена полагают, что жители и гости столицы не отличат неисправный подъёмник от работающего. А может быть, в стране просто больше нет ни одного производителя железных заграждений, которые окрашены в жёлтый цвет с надписью «ремонт»?
Впрочем, здравый смысл всё же есть. Замначальника московского метрополитена Юрий Дегтярёв считает, что, прежде чем воплощать эту идею в жизнь, сначала нужно посоветоваться с самими пассажирами. Произойдёт это путём опроса через приложение для смартфона «Активный гражданин» либо на официальном сайте подземки.
Сколько простых горожан ежедневно посещают страницу андеграунда в Интернете, пожалуй, можно по пальцам пересчитать. Зато «Активного гражданина» скачали на свои телефоны чуть больше 359 тыс. человек. Что приятно, установить это приложение может хоть житель Владивостока и принимать активное участие в голосованиях. Тем более после каждого опроса, почему-то не предоставляется никаких данных о том, сколько человек проголосовало, за какие пункты, какие были от них личные предложения.
Так что напрасно свято верить в легитимность подобных опросов – это скорее такая лёгкая игра в демократию. Даже если все 359 тыс. человек проголосуют за светофоры или против них – всё равно это вряд ли мнение большинства. Хотелось бы метрополитену нормального опроса – сэкономили бы деньги на ребрендинге логотипа и заказали бы у приличной организации соцопрос. А так, видимо, не хватило, и придётся идти за помощью в Интернет.
Вредные советы
Стоит ли ожидать каких-то не менее своевременных и сверхполезных, как светофоры, новшеств в подземке? Например, сделать полосы на платформах для велосипедистов? Скорость передвижения пассажиров резко увеличится – ещё один плюсик в борьбе с пробками. Чиновникам можно велосипеды с мигалкой дать. Нарядам полиции в центре зала можно также выделенную полосу организовать и штрафовать всех идущих по ней граждан. Деньги от штрафов пусть идут в казну метрополитена – быть может, тогда начнут больше закупать качественных современных вагонов, обновлять старый парк поездов и ремонтировать пути. Вдобавок на платформе можно организовать встречную полосу движения пассажиров – ведь это тоже для комфорта граждан. Не придётся натыкаться на только что вывалившуюся толпу со стороны перехода и лавировать между людьми.
Правда, по каждому из предложений надо будет обязательно поднимать опрос в «Активном гражданине». Пусть горожане решают, что им нужно, а что нет, если администрация метрополитена не способна адекватно реагировать на подобные идеи.
Всем по табло
Впрочем, есть у метрополитена и интересные инициативы. Например, информационные табло со сведениями о загруженности станций, линий, закрытых переходах – это здорово и поможет планировать путь заранее. Такие табло в качестве эксперимента пока собираются установить только на станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии в начале октября.
Кроме того, планируется создать единую сотовую сеть в подземке к 2017 году. Новые сим-карты покупать не придётся – к оборудованию сможет подключиться практически неограниченное число операторов. Таким образом, по телефону можно будет без помех и без падения качества связи разговаривать прямо во время движения поезда – главное, чтобы шум не мешал.
Но есть и странные инициативы. Одна из таких – электронная библиотека в метро. Будут установлены стенды с QR-кодами и списком произведений отечественных и зарубежных авторов. Книг будет всего около сотни. Их можно будет бесплатно скачать на телефон или планшет. Но так ли это нужно пассажирам – большой вопрос. Тем более на сегодняшний день любой пользователь современного гаджета с лёгкостью отыщет многочисленные библиотеки в Интернете. К тому же всё это лишь косвенно увеличивает стоимость проезда на метро. А что касается каких-то попыток качественно улучшить комфорт и удобство в передвижении по андеграунду, то здесь пока никаких инноваций совсем не видно. Хотя, казалось бы, задача общественного транспорта – перевозить пассажира. Который пока всё ещё с большей охотой предпочтёт личный автотранспорт, чем загруженную и порой небезопасную подземку.
Аргументы гражданина
Дарья Винокурова: «Новые поезда действительно хороши. Они более комфортабельные и, главное, с кондиционером. Wi-Fi – тоже очень удобная штука, помогает скоротать время. Было бы здорово, если бы его ввели до конца года на всех линиях. Новшества – это всегда хорошо, если из-за этого не страдает безопасность пассажиров. Мне кажется, что именно человеческая жизнь должна быть в приоритете у руководителей подземки».
Данила Жиляев: «Сделать проезд в метро комфортным сейчас невозможно по определению. Из-за количества людей, ежедневно спускающихся в подземку. Метро необходимо разгружать, а сделать это сегодня можно только одним способом – увеличивать количество линий и станций. Что касается технических и технологических нововведений, их польза проверяется опытным путём. К примеру, напольная навигация оказалась весьма удобной штукой. Светофоры у эскалаторов вряд ли нужны. А вот информационное табло может оказаться весьма полезным. Причём нужно оно не только на станциях и в вестибюлях, но и, я считаю, у входов в метро. Люди смогут оценить ситуацию и в случае чего не тратить время, а воспользоваться наземным транспортом».