Министерство транспорта РФ подготовило новый законопроект, который касается организации дорожного движения. Примечательно, что в тексте акта оговаривается возможность создания неких зон «специальной организации дорожного движения», в которых при желании можно ограничить или запретить въезд автотранспорта. Из текста нового закона следует, что города федерального значения, по сути, получают зелёный свет на создание платного въезда в разные районы мегаполиса. Прежде всего это касается Москвы.
То, чего многие автомобилисты боялись, похоже, всё-таки случится. Об этом говорят следующие строки законопроекта от Министерства транспорта: «Ограничение или запрет могут устанавливаться посредством введения платы за въезд в зону специальной организации дорожного движения, в том числе дифференцируемой по категориям транспортных средств, их принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами». В Москве сладкое бремя решать, какие районы города получат статус специальных, ляжет на плечи городской администрации. Что очень удобно для руководителя департамента транспорта златоглавой Максима Ликсутова.
В свете последних решений городской администрации в отношении автолюбителей – платный въезд в центр города был лишь вопросом времени. Сначала создаются и активно пропагандируются выделенные полосы для общественного транспорта, одновременно с этим многие улицы в центре города объявляют пешеходными и закатывают в гранитные плиты, затем вводится платная парковка, зоны которой постепенно расширяются. Наряду с этим безумные и непродуктивные идеи (которые не поддержали граждане) о снижении скорости на Садовом кольце. Вдобавок появилось какое-то фанатичное увлечение велосипедом и желанием всюду проложить велодорожки за счёт сокращения автомобильных полос – и это в городе, где на мечте почтальона Печкина можно комфортно передвигаться от силы месяцев пять в году, хотя дело, конечно, полезное.
В целом все решения направлены на ущемление прав автовладельцев. Здесь не паркуйся, туда не заезжай, деньги за любой чих отдавай. Задача всех нововведений, по словам чиновников, благая – разгрузить столицу от машин и не допустить транспортного коллапса. Но благими намерениями вымощена очередная статья дохода в городской бюджет. Тем более что платный въезд в центр города вряд ли действительно решит проблему пробок в столице и не породит новые.
Негде ездить
Многие эксперты полагают, что автомобилисты злоупотребляют транзитным проездом через центральные районы города, чтобы быстрее попасть с одного конца города на другой или из условного Одинцова в Мытищи. И действительно, порой по МКАДу совершить такой вояж получается дольше минут на 30. Теперь представим, что центральная часть города либо закрыта для проезда, либо введена необоснованная сумма для того, чтобы просто проехать по Садовому кольцу. Логично, что после этого пробки на периферийных участках города будут случаться чаще, а то, что произойдёт с ТТК, вообще страшно представить. Если цель правительства города – сделать передвижение по Москве на личном транспорте крайне неудобным, чтобы все ходили пешком, тогда все действия власти выглядят понятными и логичными.
Безусловно, вводить определённые ограничения или платный проезд – это обыденная практика многих европейских столиц. Однако в отличие от Москвы во многих городах Европы попросту больше дорог общего пользования (это улицы, проезды, переулки и т.д.) – примерно 80–120 кв. м на каждый автомобиль. Третий Рим такими цифрами похвастаться, к сожалению, не может – у нас на одну списочную машину приходится всего 25 кв. м асфальта. Получается, что если всех выгонять из определённых участков города, то этого общего асфальта станет ещё меньше. И где же здесь решение проблемы с пробками? Тем более в столице из-за массового строительства всевозможных торговых центров действительно новые дороги попросту негде класть. Но устроить пробочный ад для простого народа без мигалок – оказывается, проще, чем отгонять от себя щедрые строительные компании.
С российским колоритом
В суровых российских реалиях платный въезд – это далеко не только инструмент регулирования дорожного движения.
Взять, например, денежную составляющую. Люди всё равно будут приезжать в центр, но уже за деньги и за те же деньги оставлять свои машины на парковках. Как мы видим, платная парковка расширяется. Чиновники перед очередным расширением отрицают, что они это запланировали, но всё равно она тянет свои руки всё дальше и дальше. Точно так же может получиться и с платным въездом. Сначала в пределы Бульварного кольца, затем Садового, потом ТТК, а дальше, не ровён час, и в пределах МКАД. Главное, что деньги зарабатываются абсолютно из воздуха, ведь простым гражданам деваться некуда – общественный транспорт, как показывает практика, такие пассажиропотоки переварить не может.
А куда деваться жителям центра города, тем, кто, так уж получилось, в нём живет давно и съезжать из-за не всегда продуманной политики городских властей не намерен? Для них введут платные и льготные абонементы на посещение собственного района? Или придётся попросту не выезжать за пределы Садового, но уже с другой стороны? Этакая резервация получается.
Будут ли льготы тем же инвалидам, для которых общественный транспорт то ещё испытание и возможность передвигаться на личном автомобиле не блажь, а необходимость? И не станет ли для чиновников въезд бесплатным? Ведь как это принято у нас относительно равенства – одни равнее других. И Москва получается уже не для москвичей, а для богатых.
Кроме того, не стоит забывать, что право устанавливать зоны «специальной организации дорожного движения» будет не только у Москвы, но и у других городов. Любой мэр хотел бы получать деньги в казну из воздуха. Тем более с приезжих, которые в городе решили самостоятельно на автомобиле посетить разные культурные достопримечательности или совершить какие-то переговоры по рабочим вопросам. Теперь, скорее всего, придётся платить пошлину. Всё как в феодальном государстве – посмотрят, чьих, холоп, ты будешь, и спросят денег по столичному тарифу, а то несправедливо выходит.
Как всегда, по действиям транспортников больше вопросов, чем ответов. Зато теперь очевидно и ясно, почему М. Ликсутов нигде конкретно и по пунктам не озвучивал свою программу по улучшению транспортной ситуации в городе. Скажи он заранее, что построить ЦКАД и сделать из автомобилистов средство заработка – единственно возможное решение по улучшению дорожного движения, вряд ли С. Собянина и его команду поддержали бы на последних мэрских выборах.