Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 36(428) от 25.09.2014

Конкурирующие органы

, 18:02

В России из-за неудовлетворительного состояния дорог с начала 2014 г. произошло свыше 32,3 тыс. ДТП, в которых погибли 4318 человек и ещё около 41 тыс. пострадали. Такую статистику приводит ГИБДД, где, очевидно, не обрадовавшись тенденции, составили новый регламент, который позволяет сотрудникам инспекции вести надзор во время дорожно-строительных и ремонтных работ.

По новым правилам сотрудники ГИБДД получат больше власти и рычагов воздействия на нерадивых строителей, которые допускают просчёты и не следят за качеством своих материалов и соблюдением безопасности. Так, например, они смогут обязать подрядчика, который проводит какие-либо работы, устранить все найденные нарушения, а также запросить данные на сотрудников, которые занимаются ремонтом. Кроме того, инспекторы получат право делать пробы строительных материалов, проверять технические документы, которые касаются стройки. При этом инспекторы смогут временно останавливать или даже вовсе прекращать любые работы на участке, где были выявлены нарушения. Оставит ли это дыры на дорогах потерянными и отвергнутыми на долгое время даже плохими подрядчиками – неизвестно.

У такой законопроектной инициативы нашлись как сторонники, так противники. Основные аргументы последних – будут ли инспекторы ГИБДД достаточно квалифицированными, чтобы вести такие проверки; и зачем создавать ещё один контролирующий орган, если в той же Москве уже есть Объединение административно-технических инспекций, столичный комитет по надзору в области строительства и, наконец, ГКУ «Экспертавтодор». Но, если заглянуть в статистические данные ГИБДД, оказывается, что с каждым годом аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог становится только больше. Так, например, из-за колдобин и ям за весь 2013 г. произошло 53 080 ДТП, в них погибли 7392 человека и ещё 67 391 были ранены. По сравнению с 2012 г. аварийность увеличилась на 24,1%. А за январь – июль 2014 г. произошло на 5,7% ДТП больше, чем за тот же период в прошлом году. Следовательно, органы, которые занимаются контролем над соблюдением регламента дорожно-строительных и ремонтных работ, начинают не справляться со своей работой. Или не хотят и закрывают глаза на нарушения. Конечно, нет гарантии, что взяточничество испарится из-за расширения полномочий сотрудников ГИБДД.

По мнению Вячеслава Лысакова, депутата Госдумы и зампреда комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, а также лидера Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия», вряд ли инспекторы ГИБДД будут ходить и высверливать асфальт, делать пробы стройматериалов, проверять их качество в специальной лаборатории, чтобы потом останавливать строительство.

«Если они займутся организацией движения во время строительных или ремонтных работ – это уже будет неплохо. Зачастую вырытые ямы никак не ограждаются дорожниками, а из-за этого автомобилисты, не заметив, на скорости въезжают в неё, что приводит к различным поломкам – от пробитого колеса до сломанной подвески. Действительно, нужно административно наказывать за невыставленные предупредительные сигналы, знаки и ограждения. Кроме того, необходимо и после проведённых ремонтных или строительных работ проверять, соответствуют ли знаки реальной дорожной обстановке. Например, зачастую ограничения скорости попросту забывают снять, и на хорошей новой дороге продолжает висеть знак – 20 км/ч», – поделился В. Лысаков.

Солидарен с его мнением и Александр Закондырин, член Общественной палаты Москвы и лидер народной партии «Альянс зелёных»: «Важно, чтобы качество дорожного покрытия и стройматериалов оценивала всё же некая экспертная группа, а ГИБДД бы просто имела право делать эти пробы и потом уже в случае нарушений могла бы штрафовать. То есть занималась бы организацией этого процесса. Яркий пример из жизни: в четвёртом ряду на 86-м километре МКАД у меня пробило колесо. После того как начали его менять, оказалось, что виновником была арматурина, которая торчала из стыка на мосту. Заметить её вечером на не слишком хорошо освещённом МКАДе довольно проблематично. Если у нас на МКАДе настолько не следят за дорожным покрытием, его качеством, то что уж говорить о региональных и просёлочных трассах? Так что инициатива передать надзор за строительством и ремонтом дорог ГИБДД – весьма позитивная идея. Всё-таки разбирательством с дорожниками должен заниматься не простой обыватель. Тем более что в случае подобных ДТП именно инспектора дорожного движения узнают о них первыми и они же их фиксируют. Это значит, что они всегда могут принять меры, чтобы как-то наказать ответственных за определённый участок дороги и ускорить устранение дефектов трассы», – рассказал А. Закондырин.

Действительно, наводить порядок и следить за ремонтом – дело необходимое. Сколько раз автомобилист сталкивался за свою жизнь с тем, что сначала одни службы повырезают в яме на дороге асфальт для будущей заплатки, а затем спустя неделю эти заплатки только появляются и занимаются этим уже другие фирмы? Причём ни знаков, ни каких-либо предупредительных фишек, как правило, не ставят – видимо, не могут разобраться, кто это должен сделать. А после дождя, даже если пристально вглядываться в дорогу (и это на скорости до 60 км/ч!), вырезы под заплатку, скорее всего, не увидеть из-за того, что она залита водой. А куда потом идти, если от удара пробило колесо, повредило подвеску, лакокрасочное покрытие и т.д.? Можно вызвать инспектора ГИБДД, он проведёт осмотр, составит протокол. Но потом всё равно заниматься всеми вопросами по компенсации придётся лично самому.

Ещё один большой вопрос: а станут ли гаишники пользоваться своими полномочиями? Кроме рейдов и спецопераций, которые обязательно будут. Простой пример из реальной жизни жителя Подмосковья Алексея: «Поздней ночью стоял на аварийном сигнале, из-за того что был варварски вырезан кусок асфальта шириной в целую полосу. Глубина этого выреза была 10 см, а его дно сплошь в ямах – попав туда на скорости, шина порвалась, потом оказалось, что есть и другие повреждения. Знаков о ремонтных работах не было. Яму из-за поворота тоже видно не было. Вызвал гаишников, чтобы составили протокол, – не хотелось из-за чужой дурости оплачивать ремонт за свои деньги. Пока их ждал, мимо меня проехали несколько экипажей ДПС, которые видели яму, видели, что я стою на обочине, но никаких действий не предприняли. Даже банально не оградили ещё один такой же участок чуть дальше. Те гаишники, которых вызывал, всё же приехали и выполнили свою работу. Вот только странно, что другие сотрудники, которые были «проездом», проигнорировали всё, что увидели».

Впрочем, расширение полномочий сотрудников ГИБДД – это по-прежнему борьба уже со следствием, а не с причинами. Большое количество подрядчиков, которые выигрывают конкурс по принципу «мы возьмём меньше всех денег из бюджета», после такого, что логично, не всегда могут обеспечить превосходное качество дорожного покрытия. Вот и получается потом круговорот асфальта в природе – через полгода на новой трассе сначала появляются заплаты, а ещё через год асфальт заново срезается, кладётся свежий – и начинается всё по новой.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram