Аргументы Недели → Город М № 34(426) от 11.09.2014

Игра в городки

, 19:06

За последний год в Подмосковье на баланс областной администрации и муниципалитетов Министерство обороны безвозмездно передало около 80 военных городков. Имущество, коммуникации, жилой фонд – всё находится в упадке. Привлекательными для инвесторов можно рассматривать только те объекты недвижимости, которые находятся в пределах 60 километров от Москвы.

Ненужные люди

Армия сокращалась, части расформировывались, десятки тысяч военных и их семей остались на местах бывшей дислокации. Ехать было некуда. Государство не смогло обеспечить бывших военных ни жильём, ни деньгами. Год назад было объявлено: что в 2014 году будет создана и принята программа по восстановлению военных городков. Однако никаких юридических процедур и регламентов по этой передаче так и не было разработано.

Год назад дело как будто бы сдвинулось с мёртвой точки: МО и подмосковная администрация договорились о передаче городков в собственность области и муниципалитетов. Даже необходимые акты как будто были приняты. Но скоро выяснилось, что вышеупомянутые акты вроде бы предусматривают передачу военного жилого фонда гражданским властям, но не создают механизмы этой процедуры!

Вот что рассказывает заместитель главы администрации сельского поселения Якотское Дмитровского района Александр Никитин:«Армия из 25-го городка ушла ещё 1998 году. С тех пор на этих объектах ничего не делалось в плане поддержки ЖКХ. Юридические формальности передачи к нам всего хозяйства не завершены. Мы пытаемся что-то делать только в рамках наших скудных бюджетов. На дома даже паспорта не оформлены. А деньги из областного бюджета выделяются на ремонт. От Министерства обороны мы ни копейки не увидели».

Ситуация такая: чем дальше от Москвы – тем сложнее. Председатель областной Госжилинспекции Александр Коган утверждает, что на передаваемые земли обязательно найдутся инвесторы. Но не нужно быть экспертом, чтобы понять, что в ситуации юридической неразберихи инвесторы вряд ли пойдут на рискованные вложения, в Подмосковье земли много. А если предположить, что деньги выделят, то надо учитывать, что инвестиции – это не потребительский кредит. Поэтому оформление может занять несколько лет. Всё это время городкам нужно будет на что-то существовать. За чей счёт? У местных властей денег нет. Министерство обороны, губернатор Воробьёв, министр Шойгу – все они не торопятся выделять деньги.

Справка «АН»

Год назад было объявлено, что в 2014 г. будет создана и принята программа по восстановлению военных городков. Фактически этой программы так никто и не создал.

Разговоры «о вечном»

Тема военного жилья поднимается достаточно регулярно на заседаниях комиссий, Общественной палаты, Совбеза и даже правительства. И уже который год звучат пустые фразы: «нужно», «создаём комиссию», «оцениваем необходимые расходы»… А веры в то, что военные городки получат вторую жизнь, всё меньше и меньше. Сначала передаются объекты недвижимости и земля. Так прописано в законе. Инфраструктура и коммуникации юридически остаются в ведомстве Министерства обороны. Это связано с тем, что электрические подстанции, котельные обслуживают не только городок, но и военные объекты. Там, где военных частей уже нет, коммуникации находятся в плачевном состоянии. Кто и как должен урегулировать взаимоотношения и быт между военными и гражданскими людьми, в законе чётко до сих пор не прописано. Между тем военные коммуникации – это секретные режимные объекты, даже если в/ч на территории уже нет. До сих пор не установлено, кто должен содержать, обслуживать эти объекты, чтобы они были пригодны для проживания людей.

Правозащитник Геннадий Гудков весьма скептически отзывается об инвестиционной привлекательности бывших военных владений.

«С точки зрения инвестиционной привлекательности можно рассматривать только то, что находится в пределах 60 километров от Москвы. Где земля дорогая и её мало. Дальше эта привлекательность падает в геометрической прогрессии. В Читинской области 1000 га можно купить за 100 тысяч, без всяких городков».

Московская область имеет некоторые преференции, но опять же рассчитывать, что инвесторы будут вкладываться в старую разрушенную инфраструктуру, – это достаточно смелое предположение. Единственный вариант – продажа земель. Опять же как контролировать полученные средства, чтобы они шли на целевые программы, – неизвестно. Финансирование подобных проектов обычно происходит по остаточному принципу, то есть чаще всего никак не происходит.

Наверняка все чиновники – от муниципальных до правительственных – осознают, что ситуация с передачей военных объектов под гражданскую юрисдикцию называется по-русски: «с больной головы на здоровую». А «здоровая голова» – это налогоплательщики Подмосковья.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram