В Москве могут прекратить свою работу сотни автошкол. Причина прозаична – из-за недавно опубликованного документа «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» большинство обучающих организаций попросту не соответствуют правилам лицензирования. Так, например, у каждой автошколы помимо привычной эстакады и конусов должен быть автодром площадью 0,24 га, на котором будут расположены светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы и даже перекрёстки.
Задумка Министерства образования, конечно, хорошая – создать более точную симуляцию реальных дорожных ситуаций в каждой автошколе ещё до выезда обучаемого на улицы города. Однако разработчики требований почему-то не подумали, что в столице достаточно серьёзные проблемы со свободным пространством. В Москве и так постоянно сетуют, что даже на расширение дорог и строительство развязок не хватает места – откуда же автошколам, которые не обладают городскими бюджетами, за короткий срок найти в «нерезиновой» пустые, никем не занятые участки?
На сегодняшний день, по данным специалистов, лишь 15 столичных автошкол соответствуют заявленным требованиям. Остальные, а их почти 350, будут вынуждены как-то подстраиваться под новые правила игры. Очевидно, что не все из них станут строить автодромы площадью 24 сотки. Потому что, во-первых, в городе не найдётся лишних 84 га земли, а во-вторых, для многих автошкол такая затея попросту обернётся разорением. Тем более что пока обучающие организации не пройдут заново лицензирование, они не смогут набирать новые группы учеников.
Любопытно, что цифра 0,24 га в требованиях под закрытые площадки или автодромы появилась уже после всех обсуждений документа «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». У автошкол не только Москвы, но и всей России попросту даже не было времени подстроиться под новые правила, так как эти требования были чётко прописаны всего за две недели до подписания приказа об утверждении новых норм.
Логично, что следующей реакцией различных объединений столичных автошкол стала просьба к московским властям помочь выделить необходимые участки земли под автодромы.Депутаты Московской городской думы тоже решили проявить милосердие и готовят уже со своей стороны обращение к столичной администрации с аналогичной просьбой.
Впрочем, по словам представителя Министерства образования и науки Ларисы Шмельковой, от правительства РФ есть поручение заняться организацией центров коллективного пользования. То есть некоего общего автодрома для нескольких автошкол.
Шиворот-навыворот
Разумеется, многие автошколы Москвы из-за таких правил будут стоять на грани разорения. Что, видимо, выгодно различным государственным образовательным учреждениям – ведь в их собственности автодромы с нужным размером уже давно есть. Многие видят в новом примерном плане обучающих программ не только попытку сократить число полулегальных автошкол, которые попросту торгуют сертификатами об успешном завершении обучения, но и банальный передел рынка.
Закрытию автошкол может способствовать та же «проработка вопроса» по центрам коллективного пользования – неизвестно когда, в каком количестве и, самое главное, за чьи деньги они откроются. Достаточно вспомнить, что «примерный план обучающих программ» писали почти год, хотя, по уму, они должны были быть готовы и начать действовать уже тогда, когда были внесены поправки к Закону «О безопасности дорожного движения», которые затрагивали изменения в правилах выдачи водительских прав. Но у нас сначала появляются новые категории и только потом придумывают, как их открывать и как на них учить.
Знак качества
С учётом достаточно высокой коррупции в сфере выдачи водительских прав можно смело предположить, что и лицензии будут точно так же покупаться автошколами, которым не дали нормальной возможности работать легально. В этом случае все разговоры о том, что новые правила обучения автолюбителей повысят их квалификацию, абсолютно бессмысленны.
Да, на бумаге количество часов, выделяемых на теоретическую часть по ПДД, устройству и эксплуатации транспортных средств, становится больше. Больше станет и практической части. Так, например, на категорию «В» (легковые автомобили массой до 3,5 т) будут учить вместо 156 уже 190 часов. Вводится даже новый предмет – «психофизиологические основы деятельности водителя», – где расскажут о том, как решать конфликтные ситуации на дороге, не уснуть за рулём и т.д. Но каким образом это может повлиять на улучшение качества обучения водителей – непонятно. Бывают же, мягко говоря, необучаемые люди, которым наплевать на этичное поведение не только за рулём, но и в быту. Кроме того, не стоит забывать о том, что и инструкторы с преподавателями не всегда имеют должную квалификацию. Вдобавок новые программы обучения могут быть легко разбиты, словно колосс на глиняных ногах, всё той же коррупцией, ведь всегда есть возможность «купить» все экзамены в ГИБДД.
Однако с уверенностью можно точно сказать, что именно принесёт документ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей». Обязательно вырастет стоимость обучения. В лучшем случае специалисты ожидают роста цен на 15–20%. Скептики же уверены, что автошкола для простого народа подорожает в 2–3 раза. В других городах России уже были замечены новые цены, которые выросли на 5–10 тысяч рублей. Что будет как раз прекрасной почвой для тех организаций, которые будут готовить водителей полулегально, дешевле и по сокращённой программе.