Мосгордума поддерживает проект закона о противодействии домашнему насилию. Но, к сожалению, обсуждение этого проекта вновь откладывают. Зато на одном из круглых столов в МГД правозащитник Владимир Осечкин предложил создать в Интернете «доску позора» для жителей столицы, которые издеваются над родными и близкими.
«В Москве проблема домашнего насилия особенно актуальна, – поясняет Владимир Осечкин. – Во-первых, здесь живут и работают тысячи приезжих. Многие прибыли из регионов, где равноправия в семье нет. Где считается, что женщина мужчине не ровня, она ниже, хуже его. А значит, поднять на неё руку – не зазорно. Чего далеко ходить, в Москве много государственных учреждений и крупных корпораций. Известно, что в семьях, где мужья служат топ-менеджерами или высокопоставленными чиновниками, уровень насилия тоже очень высок.
Обращаться за помощью жёны богатых особ боятся. Они прекрасно понимают, что благодаря связям супруга женщину никто не защитит. Кстати, на круглом столе в Мосгордуме несколько женщин-депутатов признались, что сами страдали от домашнего насилия».
Награждён «доской позора»
Исходя из вышесказанного,Владимир предложил создать «доску позора» как раз для высокопоставленных драчунов, которые легко избегают наказания. Проект прост: доска будет публиковать данные о семейных тиранах и заодно автоматически станет направлять уведомления в мэрию и городскую прокуратуру. Ну а в случае с насильниками из числа VIP-персон – в органы государственной власти, непосредственному руководству и генеральному прокурору РФ.
Кстати, вышеизложенная идея не нова. Ещё в 1932 г. знаменитого поэта Демьяна Бедного за избиение первой жены выселили из Кремля. Через несколько лет Демьян стал издеваться и над второй женой. Тогда его исключили из партии.
Сегодня наказание может и не постигнуть драчуна, даже если пострадавший попадает в больницу с тяжёлыми травмами! Увы, многие насильники так и остаются безнаказанными. Деньги и связи позволяют договориться с врачом пострадавшего. Иногда жертву вообще перестают лечить, а документы уничтожают.
Руководитель московской общественной организации «Гражданский корпус» Алёна Попова сообщает, что сегодня в городе работает несколько муниципальных центров, где помогают пострадавшим от домашнего насилия. Например, в центре «Надежда» есть стационарное отделение – убежище, где могут жить женщины с детьми, пострадавшие от дебоширов. Чтобы попасть сюда, необходимы паспорт и московская прописка.
Столичные центры иногда пытаются облегчить жизнь жёнам агрессивных сотрудников МВД. Но чаще всего эти усилия не дают желаемого результата. Такой муж остаётся на службе, и насилие продолжается. Нередки случаи, когда женщина не в силах терпеть побои и подаёт заявление в органы. Но спустя время забирает жалобу под давлением супруга и его коллег.
«Частное» дело
Адвокат Мари Давтян, один из авторов проекта закона о противодействии семейному насилию, уверена: нужно внести поправки в уголовное законодательство, чтобы перевести дела о побоях из сферы частного обвинения в сферу публичного обвинения. Сейчас жертва частного преступления должна сама подать заявление в полицию. Но, если избитая жена «примирится» с мужем-садистом и заберёт свою жалобу, дело будут обязаны закрыть. Для публичного процесса согласие пострадавшего не нужно: даже если жертва «простит» мучителя, вопрос об избиении рассмотрят в суде. Идею создать «доску позора» поддержали юристы и представители Мосгордумы. Но есть одно условие: проект нужно доработать, иначе «кухонные боксёры» завалят суды исками о клевете.
«Придать проступок широкой огласке – очень действенная мера профилактики, – полагает депутат Мосгордумы Кирилл Щитов. – Огласка – хороший общественный инструмент. Никто не хочет проснуться «интернет-героем». Однако для размещения данных о человеке на «доске позора» должно быть веское основание, например вступившее в силу решение суда. Без него организаторов доски могут обвинить в клевете».
Доказательства издевательства
Как объясняет юрист Чермен Дзотов, жертв систематического насилия защищает Уголовный кодекс. Статья 117 «Истязание» предписывает наказание вплоть до лишения свободы до семи лет. При условии, что здоровью пострадавшего не причинён тяжкий вред или вред средней тяжести – это уже статьи 111 и 112. При наличии хорошего адвоката посадить за решётку можно любого агрессора.
Нельзя забывать, что человек, попавший на «доску позора», обладает конституционным правом на защиту своих чести и достоинства. Если предположить, что данные о домашних насильниках вдруг станут публиковать районные управы, на них обязательно станут подавать в суд. Если нет ни приговора, ни постановления суда, которое установило факт преступных действий, автору объявления на «доске позора» грозит штраф до 500 тысяч рублей! Либо обязательные работы до 60 часов. Однако член семьи, пострадавший от насилия, может подать встречное заявление о том, что насилие было. Тогда суд будет разбираться дальше.
«Каким образом доказать, что муж – садист? Вешать на «доску позора» только тех, в отношении кого есть приговор суда? Таких мало – обычно люди мирятся с насилием. А как же остальные? – задаёт вопрос юрист Татьяна Зырянова. – Если доказательств нет, значит «бедняжку» оклеветали. Пострадавшему придётся приводить свидетелей. Но нельзя забывать, что домашнее насилие происходит, как правило, за закрытыми дверями. Поэтому необходимы документы от врача, подтверждающие, что жертва получила травмы».