Аргументы Недели → Город М № 31(423) от 21.08.2014

Кто же ответит за безопасность

, 19:06

Роспотребнадзор обеспокоен возможностью террористической атаки в столичном метро. Странно, что именно у этого ведомства имеются соображения на этот счёт – в то время как существуют специальные службы и государственные органы, отвечающие за нашу безопасность. Подменять их рамками и газоанализаторами – в лучшем случае наивно, а в худшем – преступно.

Заняться нечем

Вряд ли истории известен теракт, предотвращённый Роспотребнадзором. Казалось бы, ему есть чем заняться – своими прямыми обязанностями. Проследить, чтобы температура на станциях не поднималась летом до 35 градусов, чтобы исправно работала вентиляция, пассажирам хватало воздуха и они не падали в обморок от недостатка кислорода. Неплохо было бы также очистить метро от бомжей. Кроме того, можно было бы обязать руководство метрополитена установить на станциях качественные кондиционеры, закупить более качественные вагоны и качественно их обслуживать...

Вместо этого огромные средства тратятся на технические средства, не дающие никакой гарантии безопасности. Например, газоанализаторы, встроенные в стенды-колонны в центре станций. Почему-то Министерство по чрезвычайным ситуациям очень на этом настаивало. Однако любой специалист объяснит: чтобы газоанализатор сработал, в воздухе должна обязательно присутствовать молекула данного вещества. Но, если мина целиком залита в пластик, газоанализатор её не «учует»!

Радиоигра

Витает в воздухе и ещё одна «техническая» идея: мол, нужно ставить дорогостоящую аппаратуру, которая не даст возможности произвести взрыв, используя радиоканал.Но тогда в метро не будут работать телефоны и Интернет. Однако активизация взрывного устройства по радиосигналу – способ самый ненадёжный и наиболее редко используемый.

Из реализованных проектов по повышению безопасности – массовая закупка и установка рамок – металлодетекторов. Естественно, что они стоят и не работают. Как при огромном потоке людей в метро в час пик проводить серьёзную проверку, как в аэропортах при посадке в самолёт? Теоретически – конечно, возможно, но практически это будет означать резкое сокращение пропускной способности метро. И огромные толпы на входе – что помешает устроить теракт там? К тому же разве теракт – это обязательно взрыв? Недавние события в метро показывают, что достаточно банально расчекинить стрелку.

При этом стоит учесть количество и качество работ, проводимых в метро, а также того, кто там работает. В основном это гастарбайтеры из «террористически неблагополучных» регионов. Кстати, эти люди могут входить в метро, минуя рамки детектора. Что помешает им?.. И, если всё же максимально усложнить потенциальным террористам доступ в метро – отчего бы им не заняться автобусами, электричками, остановками, домами, школами, кафе?

Стой, кто идёт

Выделять средства только на то, чтобы террористы не заходили в метро, несерьёзно. Кроме того, это явно коррупционно: пилить деньги, выделенные на установку на станциях аппаратуры за бешеное бабло! Когда начинается такая кампания, как сейчас инициировал Роспотребнадзор в отношении метро, то поневоле видится интерес отдельных чиновников.

На самом деле терроризм – это система, и бороться с ней надо в другом месте и другими методами. Между тем в надежде на технические средства сейчас в метро резко сократили количество сотрудников полиции. Но живого человека ничем не заменишь. Скажем, в Израиле против террористов работает масса сотрудников в штатском, большинство предотвращённых терактов – заслуга этих людей.

Лучше бы гигантские средства, выброшенные на рамки и прочее оборудование, были отданы подразделениям, которые реально занимаются борьбой с терроризмом. Некоторые говорят: если бы они занимались этим, то не было бы терактов. Но есть и другая, более реалистичная точка зрения: если бы они этим не занимались, терактов было бы в десятки раз больше. Конечно, бороться с осиным гнездом можно, прихлопывая одну за другой отдельных ос, а можно – разрушая гнёзда в целом. Именно так надо бороться и с терроризмом – в целом как с явлением, а не только в метро.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram