Любая организация нуждается в лидере, который бесстрашно встречает перемены и умеет прогнозировать их последствия. Сегодня именно креативные сотрудники, готовые к ответственным шагам и доводящие начатую работу до конца, способны обеспечить конкурентные преимущества и успех. Это обязывает высшие учебные заведения включать в образовательные программы специфические курсы, воспитывающие молодых лидеров.
Требуется ответственный гений
Быстро схватывающий суть проблемы генератор креативных предложений, результативный, не боящийся ответственности, стремящийся к непрерывному развитию в профессии - вот какой он, тот, которого ждут российские работодатели. «Мы собираем по крупицам коллектив людей, обладающих даром принимать нестандартные решения. Человек должен уметь реагировать на новое, быть открытым и обучаемым, не бояться брать ответственность на себя. Это дар, черта характера», - говорит Валерий Богомолов, гендиректор московского турагентства. По его словам, таких в общей массе сограждан подавляющее меньшинство - всего 4%, тогда как 96% не любят решать важные проблемы, да еще и напрягаться в поиске нетривиальных ходов. Просто не умеют. «Я всего лишь на хозяйской службе, что скажут, то и делаю», - такая публика нередко встречается в любых организациях вне зависимости от формы собственности.
Очевидно, без лидерских качеств создать компанию не получится. Да и успешной она не станет. Опытные HR-менеджеры утверждают, что искусство управления персоналом состоит, в частности, в выявлении неформальных лидеров, завоевавших авторитет благодаря таланту и харизме, и продвижении их на руководящие посты. Но и этого, похоже, мало. Творческий подход требуется сегодня даже от рядового сотрудника. «Чтобы структура управления была вертикально сильна, сотрудники должны приходить с гениальными идеями, а руководитель - быть лоббистом, политиком, администратором. Он должен оптимально использовать ресурсы, чтобы решать стратегические задачи», - уверен Валерий Домашенко, генеральный директор агентства D-Projects. Если же босс вынужден рассказывать сотрудникам, что и как делать, он превращается в погонщика, а остальные лишь «отсиживают» свой оклад.
«Изначально для нас более важны личностные качества, чем профессиональные, - признается Алексей Мясников, креативный директор столичного рекламного агентства. - Кандидат должен быть инициативным, адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, осознавать себя в качестве полноценного сотрудника». Остальному – научат.
В госструктурах тоже предпочитают инициативную личность, берущую на себя дополнительный объем работ и осваивающую новые сферы деятельности. «Решающим фактором продвижения по карьерной лестнице является стремление к развитию в профессии», - отмечает руководитель кадровой службы одного из федеральных ведомств, пожелавшая остаться неназванной. Глава HR-департамента другой федеральной службы добавляет: важна инициативность, тогда сотрудник заметен начальству, его довольно быстро назначают на более высокие должности.
Спорим о вкусах
Вместе с тем, среди работодателей, похоже, нет единого мнения относительно пользы креативных сотрудников. Они генерируют идеи, но амбициозны и не всегда готовы перейти от слов к делу. «Лучше сделать несколько скучных, но последовательных шагов к цели, чем много креативных, но хаотичных. Креативность следует держать под контролем: она может отвлечь от результата, особенно когда сотрудники сидят и придумывают, как и куда двигаться, вместо того, чтобы двигаться, - уверен Валерий Домашенко. - Побеждает волевой, а не самый харизматичный. Лидерство – тотальная ответственность за результат». По его словам, лидерские качества - это ориентированность на результат и проактивность (человек сам - автор действий, он опережает воздействия на себя и формирует нужные реакции у окружающих). Креативность в одних случаях может усиливать лидера, в других – уводить в сторону от цели.
Однако есть и иная точка зрения. «Лидер обязательно должен быть креативным, именно он придумывает и внедряет проекты, способные обеспечить конкурентные преимущества компании», - уверена Елена Пахомова, владелец и директор Салона-парикмахерской. По ее словам, рядовые сотрудники должны быть профессионалами, выполнять работу качественно и в срок, обладать самодисциплиной. Креативить – не в числе их первых задач.
Возможно, сегодняшний запрос на лидерство и креативность связан с длящимся с 2008 года мировым финансовым кризисом. Компаниям нужны прорывные решения, чтобы не только остаться на плаву, но и развиваться. И так как кадры по-прежнему решают все, боссы мечтают заполучить не одного, а группу сотрудников, способных максимально мобилизовать интеллект и дать новый импульс компании.
Раскрывая личность
Сложная ситуация ставит новые задачи перед вузами. Учебные заведения, учитывающие запросы времени, ныне включают в образовательные программы специальные курсы, тренинги, мастер-классы, открывают творческие площадки, на которых студенты могут вовсю развернуть свою творческую мощь. Сверхзадача - не только выявить и совершенствовать лидерские качества у тех, кому они даны природой, но и развить их у тех, кто стеснителен, замкнут и не любит публичной деятельности. Для этого важно и в аудиториях, и за их пределами создать такую среду, в которой студент сталкивается с необходимостью творить повсеместно и неукоснительно двигаться к цели.
Выявление самых активных начинается с первого курса, причем, еще до учебы: в последнюю неделю августа новичков собирают на площадке Школы Лидера. Такой опыт применяется в Московском финансово-юридическом университете (МФЮА). Серия тренингов team- building, погружение в тему «чем дышит вуз». В результате из двухсот прежде не знакомых ребят за трое суток формируется команда, готовая к слаженной работе. На нее в следующие 4 года будет опираться и курс, и факультеты. Из этой инициативной публики выбирают старост групп и их заместителей. Они решают массу ежедневно возникающих вопросов: академических, административных - как в рамках своих групп, так и на уровне курса, - выносят обсуждение студенческих проблем на ректораты. В процесс управления вовлекаются все новые студенты. Так взращивают молодых менеджеров.
«Лидерами не рождаются, ими становятся в процессе долгой и кропотливой работы над собой», - уверена Юлия Авдеева, завкафедрой иностранных языков Международного гуманитарно-лингвистического института (МГЛИ). Поэтому в учебные программы включены дисциплины, мобилизующие творческую активность, и задействован ряд форматов, требующих от студентов креативного подхода: ситуативные игры, круглые столы, «мозговые штурмы». Плюс тренинги, проводимые Кафедрой психологии: они помогают ребятам лучше понимать и себя, и окружающих, выявляют обладателей лидерских качеств.
Полезен также формат кураторства. «Молодой человек – будь то студент или выпускник - относится с уважением к опыту и знаниям, которыми делятся с ним специалисты старшего поколения», - уверен Алексей Пирязев, декан Факультета архитектуры и профессиональных коммуникаций Московского архитектурно-строительного института (МАСИ). Для младших курсов – это еженедельные творческие занятия в мастерской, для старших – экспериментально-проектная архитектурная мастерская, требующая от студента нового уровня ответственности и профессиональной взрослости, а также кураторские занятия по IT-решениям в архитектуре и дизайне, работающие на развитие креативного мышления. Так удается достичь синергетического эффекта от взаимодействия молодого активного поколения со старшим, опытным и практичным. Общение с профессионалами высокого класса, с заказчиками проектов, с единомышленниками в студенческом межвузовском сообществе – все это позволяет расти и дает ребятам шанс достичь цели в жизни.
Еще один формат развития лидера – внеучебный. Прежде всего, это студенческие активы по интересам: организация конференций, фестивалей, праздников и спортивных соревнований. «Ребята разрабатывают увлекательные проекты, воплощают их в жизнь, выпускают газеты. Словом, стараются реализовать свои замыслы и заставляют шевелиться всех остальных», - поясняет замдекана МФЮА Ольга Запасник. Фестиваль социальной рекламы «Art.Start» появился как студенческий проект университета, был поддержан другими российскими и рядом зарубежных учебных заведений – и получил статус международного. Важно, что с начала и до конца ребята ведут проект самостоятельно, вуз лишь оказывает поддержку. Это настоящая школа лидерства. Конкурс студенческих научных проектов «Ботанический сад» - другой пример. Это шанс для тех, кто пробует себя в науке. Участие в состязаниях такого рода выводит студентов на новый уровень развития в профессии. И, наконец, совместная реализация волонтерских социальных проектов: благоустройство территории Юго-западного округа столицы, субботники с посадкой деревьев и кустарников, шефство над детскими домами и домами престарелых, общение с ветеранами. «И участие в практике, и социальная работа, и организация субботников, городских и вузовских праздников, игры в составе команд КВН, - все это позволяет сформировать личность, заинтересовать студента развиваться, идти вперед, учит ответственности как за себя, так и за своих одногруппников», - считает Олег Забелин, ректор Московского университета государственного управления (МУГУ).
С ним сложно не согласиться. В каждом из этих дел студенты отрабатывают лидерские навыки и умения, находят возможность проявить и творческий подход, и гражданскую зрелость. Ведь главное в жизни – стать востребованными и постараться изменить мир к лучшему.