Защититься от произвола управляющих компаний поможет общественный контроль ЖКХ. Эту аббревиатуру в шутку расшифровывают «живи как хочешь». Квартплата растёт с каждым годом, а дома не ремонтируют десятилетиями. Защититься от такого произвола сложно, но можно. В этом случае смельчаков ждут долгие хождения по различным инстанциям. Чтобы противостоять нечестным на руку коммунальщикам, в нашем городе сейчас создаются общественные организации. С активистами удалось побеседовать корреспонденту «АН».
Проверяйте платёжки
«Наш проект «Честное ЖКХ» стартовал в июне 2012 года, – рассказывает координатор гражданского движения «Рассерженные горожане» Алёна Васенкова. – Нам присылают платёжки, а мы проверяем, обсчитали жителей управляющие компании или нет. Чтобы вычислить реальные суммы платежей, нужны очень сложные формулы. (Кстати, все они указаны в Постановлении Правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг.) Бывали случаи, что УК ежемесячно прибавляла к платёжке по 300 рублей. На первый взгляд сумма незначительная – но представьте, какой внушительный бонус вырастает за год!
Ещё в городе часто берут деньги за радиоточку, которая, как правило, отключена. По закону в такой ситуации платить за неё не нужно. Но не все жители об этом не знают – и продолжают отдавать свои кровные. Мы объясняем, как можно исключить такую графу из квитанции».
Алёна отмечает: на лишние цифры в платёжках реже жалуются жильцы домов, управление которыми берёт на себя государственное учреждение – ГБУ «Жилищник». Центр Москвы активно сотрудничает с ним и отказывается от частных управляющих компаний. На окраинах такой процесс перехода идёт медленнее.
Следующая проблема, с которой москвичи обращаются к «Рассерженным горожанам», – ремонт. Точнее, его отсутствие. Например, жильцам дома №9 на Чистопрудном бульваре управляющая компания заявила, что сделала ремонт подъезда. Тем временем трещины, щели и разрушенные ступеньки так и остались. Активисты запросили у УК отчёт о проделанных работах, сфотографировали подъезд и пришли с таким отчётом к главе управы. В итоге подъезд отремонтировали заново, но на этот раз тщательно и даже использовали керамогранит.
Без советов
Право не согласиться с действиями коммунальщиков есть у каждого жильца. Если УК делает вид, что квартплату не получала и повторно присылает квитанцию за услуги ЖКХ – есть все основания потребовать у неё объяснений. Лучше всего написать в УК обращение и приложить к нему копию уже оплаченного платёжного документа.
Заявление о раскрытии информации о деятельности УК может подать любой собственник (не важно, квартиры или комнаты). Однако этого недостаточно, чтобы защитить себя и соседей. Права полноценно контролировать коммунальщиков нет ни у старших по дому, ни у председателей и членов домовых комитетов. Зато таким правом наделён Совет дома: статья 161 Жилищного кодекса разрешает ему отслеживать качество всех работ, связанных с содержанием и ремонтом здания. Наблюдать за работой Совет может на всех его этапах – даже в момент выбора материалов и составления смет. Поэтому этот орган должен быть в каждом жилом доме, где нет ТСЖ или ЖСК, и создавать его должны сами жильцы. Если этого не сделать, посторонних назначит районная управа – и возможность лично следить за коммунальщиками будет утеряна.
Дешевле и лучше
«В 2013 году один из советов дома (на 9-й Парковой улице), которые мы консультируем, смог добиться качественного ремонта, – рассказывает участник Общественного совета «Измайлово» Михаил Успенский. – Люди пришли в управляющую компанию и «ткнули пальцем» в положения Жилищного кодекса, согласно которым все акты УК должен подписывать председатель Совета дома. Если же таковой подписи на акте нет – компания не имеет права принять его к бухгалтерскому учёту. Жильцы заявили: «Те бумаги, которые есть сейчас, мы не подпишем. Просим согласовать с нами все вопросы по ремонту в нашем доме». Коммунальщики вынуждены были согласиться!
Жители сами нашли и выбрали плитку. Затем проследили, чтобы УК приобрела именно её. Так люди добились главного: чтобы с ними согласовали все детали ремонтных работ, вплоть до цвета краски. В результате ремонт вышел на славу: в подъезде даже пандус поставили. В прошлом году мы обратили внимание, что у некоторых домов плохие пандусы: или узкие, или уже разрушенные. Обычную детскую коляску по ним протолкнуть можно, инвалидную – нельзя. После нашего обращения пандусы тоже отремонтировали».
Главное – упорство
«Наш общественный совет очень молодой, – продолжает Михаил Успенский. – Мы организовали его в апреле 2012 года. Решили попробовать сделать что-нибудь для жителей – и начали оповещать людей, чтобы они были повнимательнее с отчётами управляющих компаний и не дремали на встречах с главой управы. Раньше такие мероприятия старались проводить тайком, в рабочее время. К тому же в местах, куда неудобно добраться. Мы стали обклеивать кварталы объявлениями об этих встречах, затем создали свой сайт.
Однажды мы прочли в нескольких изданиях, что в нашем городе создают «липовые» домовые советы. Сразу стали пытаться помочь обманутым организовывать настоящие. Все понимают, что это нужно, но, к сожалению, многие пока пассивны. А закон в этой ситуации полностью на стороне жителей – и когда люди «упираются» и стараются добиться своей цели, им удаётся её достичь. В помощь жильцам мы и выпускаем газету. Чтобы мирные жители читатели её и видели, как люди с большим трудом борются и добиваются своего».