Аргументы Недели → Город М № 28(420) от 31.07.2014

Приятных аппетитов!

, 18:29 , Обозреватель отдела Общество

Пообедать в центре Москвы – затея не из дешёвых. Средний бизнес-ланч обходится в 300 рублей. Мэрия могла бы перенять опыт Северной столицы, в центре которой наряду с дорогими ресторанами находятся доступные столовые.

В Москве кое-где тоже существуют столовые. Если можно так выразиться – «очень кое-где». Обед в них стоит в два-три раза дешевле среднего бизнес-ланча. Обычно это общепиты при крупных заводах, складах, автобазах. Людей с улицы там обслуживают с разной степенью охоты: куда-то проникнуть легко, а куда-то – невозможно. Как правило, не составляет труда попасть в столовую при крупном рынке (зачастую это кавказская кухня).

В общем, для тех немногих москвичей, кому повезло работать рядом с подобными доступными общепитами, вопрос бюджетного обеда решён. Главное – от кого-нибудь узнать о существовании такой столовой, а это непросто, потому что столь ценную информацию люди предпочитают хранить в секрете.

Что же касается остальных москвичей, то о бюджетном обеде им остаётся только мечтать. Причина известна: стоимость аренды московских помещений, особенно в центре, – бешеная. Соответственно, рестораторы держат высокие цены, чтобы «отбивать» аренду.

«В Москве немало состоятельных людей, посещающих рестораны. Поэтому мы можем зарабатывать даже при таких высоких ценах в меню, – отмечает Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. – Однако первопричиной дороговизны московских ресторанов является не обилие состоятельных клиентов, а высокие арендные ставки. Если бы они были ниже, то и многие рестораторы снизили бы цены».

Городская доля в московской недвижимости не превалирует над частной, но в то же время она немаленькая: мэрия сдаёт в аренду около 5 млн. квадратных метров. Казалось бы, ничто не мешает городским властям снизить арендную ставку для рестораторов, поставив условием снижение цен на еду. Но всё же что-то мешает.

«Я не вижу оснований вводить арендные льготы для пунктов общественного питания, – комментирует депутат Мосгордумы Сергей Гончаров. – Россия – страна с рыночной экономикой, где в основе должен лежать именно рынок, а не дотации. Льготы – это натуральное дотирование из городского бюджета. То есть подразумевается такая ситуация: я прихожу в ресторан и требую, чтобы мне продали бутерброд вдвое дешевле, – пускай, мол, за меня заплатит город. Ресторатор вправе сказать мне: «Если ты такой умный, то организуй собственный ресторан, где из точно таких же продуктов будешь готовить бюджетный обед». Проект дешёвого общепита должен самоокупаться без каких-либо льгот и прочих дотаций».

Между тем рыночными принципами регулируются не все сферы жизни – например, для государства в норме вещей дотировать общественный транспорт. К тому же в Москве «рыночную» стоимость аренды трудно назвать рыночной в прямом смысле слова. «Цена аренды зависит от цены недвижимости, а цена московской недвижимости завышена в пять раз из-за коррупционной составляющей», – отмечает предприниматель Роман Жигульский, координатор движения «За честный рынок».

«Ждать появления доступных столовых наивно, как и любых других шагов московского правительства навстречу людям со средним достатком, – уверен предприниматель и общественный деятель Артём Тарасов. – В кулуарах собянинской мэрии давно озвучивается такой постулат: «Москва – не для бедных и не для средних. Москва – для богатых». Это прослеживается во всём. Например, в обложении налогом недвижимости к концу года (для небогатых собственников жилья в центре города такой налог окажется непосильным). Или в подорожании аренды помещений (моему коллеге, который исправно оплачивал аренду десять лет, у которого трудятся пятеро инвалидов, – ставку подняли с трёх тысяч рублей за метр в год до 16 тысяч). Цель московской администрации – делать деньги. За прошлый год в казну поступило более полутора триллионов рублей, в этом году ожидается доход в два триллиона. Разговоры о том, что эти деньги тратятся на социалку, на людские нужды, – враньё. Средства идут туда, где их удобнее всего «распиливать»: на ремонт и строительство. На многократное перекладывание плитки, на установку мраморных скамеек…»

Таким образом, в обеденный перерыв средний москвич может надеяться только на заботливого работодателя. А также на заботливую семью или на самого себя. Супчик в термосе, в конце концов, никто не отменял.

Бизнес-аргумент

Дороговизна столичных ресторанов вызывает вопрос: неужели все они окупаются? В Москве действительно так много богатых едоков?

«Далеко не каждый ресторан в Москве задуман ради прибыли, – поясняет предприниматель Р. Жигульский. – Для многих владельцев ресторация является чем-то вроде хобби, престижем, своеобразной формой творчества. Проще говоря, игрушкой. В частности, нередко таким способом развлекаются жёны состоятельных мужчин».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram