В Московском метрополитене собираются создать картотеку на любителей безбилетного проезда. По словам начальника подземки Ивана Беседина, сегодня создаётся интеллектуальная система видеонаблюдения, которая и станет заранее сверяться с базой данных зайцев, чтобы обнаружить их заранее среди пассажиропотока.
Напомним, что до конца года столичный метрополитен планирует оснастить всю кольцевую линию подобными «умными» видеокамерами. Предполагается, что на каждой станции таких камер будет не менее 30. На установку новой системы видеонаблюдения руководство подземки собирается потратить около 387 млн. руб. С учётом всех станций, которые находятся на кольце, получается, что в среднем каждая камера обойдётся примерно в 450 тыс. рублей!
Для простого распознавания зайцев по картотеке дороговато, поэтому вдобавок камеры смогут выявлять воров-карманников, агрессивно настроенных граждан, людей в состоянии алкогольного опьянения и даже террористов. Интеллектуальная система сможет распознавать их по походке, мимике, а также сильно отличающемуся поведению. Все данные, собранные с камер, будут отправляться в ситуационный центр метрополитена, МВД, МЧС и ФСБ. Так что реакция на любые нарушения порядка должна стать незамедлительной.
Впрочем, если по распознаванию криминальных элементов вопросов нет, то по созданию картотеки на зайцев их достаточно. Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко», так прокомментировал слова Ивана Беседина:
«Видеокамеры – вещь полезная, а вот идея с картотекой на зайцев лично для меня совершенно непонятна. Никакой пользы от неё нет – заяц после поимки либо платит в следующий раз за проезд, либо нет – и снова получает штраф. Подземка ежедневно пропускает огромное количество пассажиров, среди них большие потоки иногородних и тех, кто здесь проездом. Среди них тоже безбилетники попадаются – они тоже появятся в чёрном списке? Допустим, зайца занесут в картотеку, но что дальше? Его потом даже за деньги перестанут в метро пускать? На это метрополитен не имеет права. Или станут каждый день названивать или встречать перед турникетом, чтобы проводить воспитательные беседы? Это просто смешно. А камеры, которые дадут мгновенный сигнал той же полиции на различные правонарушения, необходимы».
Фотоохота
Чёрный список с зайцами определённо имел бы смысл, если бы штраф за безбилетный проезд увеличивался за рецидив. Однако сейчас такие меры в отношении непорядочных пассажиров даже не обсуждаются. На сегодняшний день неоплаченный проезд в Москве наказывается штрафом в 1000 руб., а использование чужой социальной карты в 2500 рублей.
В конце февраля 2014 г. Мосгортранс направил в департамент транспорта Москвы обращение с просьбой повысить штрафы за безбилетный проезд в 17 раз! Вместе с этим муниципальный перевозчик предложил и альтернативный вариант наказания для ушастых – 2,2 тыс. руб. штрафа за проезд без билета, что приравнивается к стоимости проездного на месяц. Желание покарать нерадивых пассажиров понятно, но наказание размером в половину средней заработной платы москвича – это уже из области драконовских мер и вряд ли они будут приняты.
Также не стоит ожидать и того, что картотека на зайцев вообще станет хоть чем-то полезна в борьбе против них. Достаточно вспомнить «доску позора», которую выложило в Интернете ГКУ «Организатор перевозок». На официальном сайте учреждения публикуются фотографии безбилетников, которые были пойманы контроллёрами. Помимо того что фотографий кот наплакал – явно в столице не по 5–10 безбилетников в день ловят, – не на всех из них запечатлены лица нарушителей. Где-то они стоят спиной, где-то вполоборота, где-то вообще снимок сильно размыт и т.д. При этом ни имён, ни фамилий зайцев рядом с фотографиями не значится. Поэтому непонятно, с какой целью эта «доска позора» вообще существует. Разве только для того, чтобы у нарушителя была редкая возможность обзавестись лишней фотографией.
Оруэлловские методы борьбы с зайцами приводят в недоумение, как и прошлогоднее желание мэра столицы Сергея Собянина приравнять всех тех, кто незаконно пользуется социальной картой, к мошенникам и судить их по уголовной статье. Однако вместо того, чтобы разобраться в корне проблемы, в подземке собираются ставить видеокамеры за безумные деньги и использовать их для ловли зайцев.
К сожалению, всех любителей халявы переловить не получится – это вечная проблема. Но снизить их количество возможно и без всяких высокоинтеллектуальных камер и базы данных на зайцев. Потому что этим от них явно не спастись. Можно совершенствовать турникеты, но не так, как это принято у нас, – сначала пытаться в течение пяти лет устанавливать пирамидки на все старые турникеты, а затем уже начать их менять на новые аппараты. Можно повышать штрафы или действительно поставить везде контроллёров, как это делают на платформах пригородных электричек.
Но суть проблемы – постоянное неадекватное повышение тарифа на проезд – почему-то руководителям подземки не видна. Видимо, по их мнению, доступность, комфорт и безопасность (можно вспомнить число аварий за последний год) будут в общественном транспорте только тогда, когда победят всех безбилетников.