Аргументы Недели → Город М № 23(415) от 26.06.2014

Новые лифты на маленьких вандалов не рассчитаны

, 19:11

Московские власти вплотную взялись за замену лифтов в жилых домах. За последние два года было обновлено уже около 12% от всего лифтового хозяйства города. К 2017 г. этот показатель должен достигнуть 100%. Однако ряд проблем пока эту прекрасную перспективу омрачает.

ОДНА из самых затратных статей расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве – это,  без сомнения, лифты. На установку нового подъёмного устройства требуется примерно 1,5 млн. рублей, плюс расходы на регулярное обслуживание, проверку технического состояния. В Москве уже не первый год ведётся интенсивная работа по замене тех лифтов, что отслужили свой срок. С 2011 г. в городе действует соответствующая программа правительства города Москвы, которая рассчитана вплоть до 2016 года.

В её рамках в 2014 г. запланирована замена 3989 лифтов на сумму 7,3 млрд. рублей. Лидером по количеству государственных контрактов сегодня остаётся МГУП «Мослифт». В этом году предприятие занимается установкой 1596 лифтов города. Иными словами, производитель отвечает почти за каждый второй лифт в столице. Надо отметить, что новые лифты имеют ряд преимуществ. Подъёмные устройства двигаются мягче, а двери производители стремятся сделать максимально бесшумными. Новые модели защищены от вандалов. Светодиоды, например, закрывает специальная металлическая панель. Кабинки оснащены кнопками для слабовидящих с азбукой Брайля, а также большими зеркалами. Некоторые модели способны распознавать попадание в дверной проём различных предметов и предупреждать об этом звуковым сигналом.

Несмотря на активную замену лифтов и в целом хорошее финансирование отрасли, эксперты отмечают ряд нерешённых проблем. Так, 15 февраля 2013 г. вступил в силу базовый для отрасли документ – технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». Новые правила повлекли за собой новые сложности. Так, до сих пор не отлажена система и не установлен чёткий порядок аккредитации организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию лифтов в течение назначенного срока службы и обследования устройств, отработавших свой срок. Кроме того, не установлены требования к квалификации работников специализированных лифтовых организаций.

Важно также отметить, что с пугающей регулярностью в 2013–2014 гг. в лифтах начали происходить аварийные ситуации с участием школьников. Подростки любят баловаться: прыгают внутри кабины лифта, бьют ногами по стенам и дверям. Новая современная техника, как оказалось, не рассчитана на подобные ситуации и реагирует моментально: срабатывает система защиты, и лифт останавливается. Порой самостоятельные попытки ребят выбраться из лифта заканчиваются трагедией.

«Комитет по информационной политике НЛС проанализировал учебные программы школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», – рассказывают представители Национального лифтового союза. – И мы увидели, что в этих учебниках отсутствует такая важная тема, как безопасное пользование лифтом (как в обычной, так и в экстремальной ситуации). Дети, пытаясь освободиться, предпринимают неадекватные действия, которые приводят к травмам, а иногда и к летальным исходам».

Сегодня организация активно занимается продвижением просветительской акции «Безопасная вертикаль», в рамках которой до детей доносится информация о правилах поведения в лифтах. Однако не исключено, что лифтовикам стоит задуматься не только о воспитании школьников, но и о том, чтобы сделать подъёмные устройства безопасными даже для маленьких хулиганов. В противном случае вся идея замены старых лифтов на новые становится бесполезной.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram