Аргументы Недели → Город М № 22(414) от 19.06.2014

Команда «Газы!»

, 18:52

В Москве может стартовать пилотный проект по экомаркировке автомобилей. С таким предложением выступило Министерство природных ресурсов и экологии. Предполагается, что в зависимости от токсичности выхлопных газов на машину после прохождения техосмотра будут клеить разноцветные стикеры.

Напомним, что сегодня в столице уже действуют некоторые ограничения экологического характера. С 2004 г. в центр города был запрещён въезд грузовикам с двигателем стандарта Евро-2, а с 2015 г. их перестанут пускать даже на МКАД.

Однако новая идея Минприроды коснётся уже не только водителей большегрузов, но и рядовых шофёров. Стикер, или, считай, «чёрную метку», можно будет получить в трёх цветах: красном, синем или зелёном. При этом чиновники хотят, чтобы самым неэкологичным автомобилям полностью запретили въезд в центр столицы, а также на территорию парков и природных зон. Карательные меры на этом не заканчиваются – в зависимости от цвета маркировки авторы идеи предлагают увеличивать коэффициент транспортного налога. Примечательно, что и в Турции, когда заговорили о налоге на выбросы загрязняющих веществ, вместе с новыми выплатами предложили снизить обычный транспортный налог. Он рассчитывается, как и у нас в России, в зависимости от мощности и возраста авто.

К слову, в некоторых европейских странах выплаты за загрязняющий выхлоп автомобиля уже введены. Например, в Германии размер транспортного налога вычисляется в зависимости от кубатуры двигателя, количества выбросов углекислого газа на километр пути, а также от веса машины. В Испании эти выплаты идут следующим образом: если в выхлопе не больше 120 граммов СО2 на километр пути, то автомобилист от такого налога освобождается. При 120160 граммах придётся платить 4,75% от стоимости машины, при 160–200 граммах – 9,75% цены, а за самые «грязные» (свыше 200 граммов углекислого газа) авто возьмут 14,75%. При этом в Европе дают различные преференции тем, кто собирается покупать электромобиль или же пользуется экологичными малолитражками.

У нас же, судя по всему, идеи носят запретительный характер, и чиновники не совсем понимают, что почти половина всего автопарка России состоит из довольно-таки подержанных автомобилей. При этом 25% машин ездят вообще на двигателе класса Евро‑1! Поэтому любые новые налоги без сокращения коэффициентов транспортного налога сильно ударят по кошельку обычных людей.

Хотя ещё в марте этого года в Мосгордуме обсуждалась возможность льгот по выплатам для столичных владельцев экологичного транспорта. При этом от идей наказывать рублём автомобилистов с «грязными» двигателями отказались сразу. Видимо, подобные решения для Минприроды выглядят слишком мягкими.

Самогонщики

По мнению Вячеслава Лысакова, заместителя председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, а также лидера Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия», идеи Минприроды – это лишь новые попытки стрясти денег в бюджет с автомобилистов.

«Если машина прошла техосмотр, то о каких ограничениях может идти речь? У нас в стране единое экономическое пространство и единая территория. Если есть ТО, то у автомобилиста не должно быть никаких преград к передвижению в России. Речь идёт не о наведении порядка, а о желании в очередной раз содрать денег с автомобилистов. Чиновники, складывается впечатление, рассматривают их только в качестве дойной коровы. Эти меры направлены против простых работяг», – рассказал В. Лысаков.

Кроме того, лидер «Автомобильной России» напоминает ещё об одной важной проблеме, про которую почему-то не принято вспоминать. На сегодняшний день выпуск топлива – это нелицензированный вид деятельности. В своё время это сделали для того, чтобы малый и средний бизнес могли бы этим заниматься. Однако это привело к тому, что на 30 крупных и 50 небольших нефтеперерабатывающих заводов приходится по документам порядка полутора тысяч производителей топлива. Практически все из них разбавляют бензин разными добавками, которые при сгорании оставляют после себя запах далеко не ландышей.

Получается, что, перед тем как вводить экологический налог, властям прежде всего нужно сначала навести порядок на заправках. На сегодняшний день половина топлива на бензоколонках в действительности имеет стандарт Евро‑2, а вторая половина ещё хуже – непонятно где, как и кем производится. При этом топлива класса Евро‑4, Евро‑5 у нас в стране не более 10%. Так что логичным шагом к улучшению экологии стали бы не бумажки под лобовое стекло, а последовательная модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов. К слову, с тонны нефти наши НПЗ получают топлива в пять раз меньше, чем на заводах в США и Европе. От качества бензина количество вредных выбросов зависит очень сильно.

Впрочем, когда во главу угла ставится не желание улучшить экологическую ситуацию в стране, а наполнение бюджета любыми средствами, – всё встаёт на свои места.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram