Аргументы Недели → Город М № 20(412) от 05.06.2014

Остаться должен только один?

, 18:53

В Москве сотрудники Госавтоинспекции провели профилактическую операцию «Маршрутка». С 21 по 26 мая прошёл рейд, который призван пресечь и предупредить различные грубые нарушения Правил дорожного движения и, как следствие, снизить число ДТП. Результат оказался неутешительным.

Меньше чем за неделю инспекторы ГИБДД выявили 8902 нарушения ПДД, из которых 2548 связаны с несоблюдением различных правил перевозки пассажиров. Также в ходе рейда выяснилось, что 1194 автобуса выходили в рейс с неисправностями, причём у 21-го из них было повреждено рулевое управление, а в 53 маршрутках банально не было ремней безопасности. Однако непристёгнутый водитель – это ещё не самое грубое нарушение ПДД, которое было выявлено сотрудниками ГИБДД. Среди прочих обнаружилось 12 водителей, которые вышли на работу в нетрезвом состоянии, а ещё 46 выезжали на полосу встречного движения, видимо, позабыв о том, что тут вам не Великобритания.

Любопытно, что в ГИБДД отрапортовали, что 511 водителей ездили без российского водительского удостоверения. Да, ранее предполагалось, что уже в начале мая этого года, согласно поправкам в Закон «О безопасности дорожного движения», водители-гастарбайтеры не смогут работать в сфере коммерческого извоза с иностранными правами. Безусловно, логика в этом есть – они трудятся уже в другой стране, и им необходимо знать (и доказать переэкзаменовкой) некоторые особенности и нюансы отечественных ПДД. Тем более это важно, когда несёшь ответственность за жизнь и здоровье десятков пассажиров.

Однако 5 мая этого года были внесены новые поправки, которые гласят, что с иностранными правами можно работать до первого июня 2015 года. Так что юридически все эти 511 водителей закона не преступили. Хотя, конечно, косвенно это может иметь отношение к различным нарушениям ПДД.

Кроме того, в конце февраля этого года департамент транспорта Москвы составил своеобразный рейтинг самых лучших частных компаний-перевозчиков за 2013 год. Главным критерием на попадание в топ-20 стали низкая аварийность и качество обслуживания пассажиров. В табличке, которую предоставил департамент транспорта, учитывается только количество ДТП на единицу ТС каждой фирмы и сумма наложенных штрафов.

Так, например, самыми безаварийными оказались сразу четыре компании: ООО «Альфа-Транс XXI век», ООО «Бетта-автротранс», ООО «С-Двиг» и ООО «Орбита XXI век». Маршрутки всех этих фирм ни разу не попали в ДТП за год. Худшей из этих 20 стала компания ООО «Трансроуд», водители которой поучаствовали в 41 ДТП, что в среднем по 0,29 аварии на каждое ТС извозчика. Какие показатели у остальных почти 40 фирм, которые занимаются коммерческими пассажироперевозками в столице, неизвестно.

Один на поле не воин

Примечательно, что также неизвестно, как часто попадают в ДТП автобусы и маршрутки «Мосгортранса», на которых, судя по городской политике в сфере общественного транспорта, стоит равняться частникам.

Складывается впечатление, что столичные чиновники специально пытаются дискредитировать конкурентов муниципального извозчика. Взять, например, один из основополагающих пунктов программы по оптимизации маршрутной сети наземного транспорта – ликвидировать все дублирующие рейсы. А впоследствии заменить маленькие маневренные автобусы большими и комфортабельными, но уже мосгортрансовскими. Очевидно, по мнению чиновников, гарантированное место в коммерческой маршрутке – это почему-то хуже, чем автобус, где по нормам вместимости приходится пять человек на квадратный метр. Хотя и у таких автобусов есть свои плюсы – они низкопольные и оборудованы системой климат-контроля.

По мнению Юрия Свешникова, президента Московского транспортного союза, попытка создать госмонополию в сфере общественного транспорта имеет место быть.

«В городе продолжает работать более 20 нелегальных маршрутов, и видимых результатов борьбы с ними не наблюдается. Среди нелегалов уже появляются свои рекордсмены, которые работают на одном месте больше пяти лет. Если же все проверки проходят именно на таких маршрутах, то почему их оставляют в городе? Власти, наоборот, всячески вставляют палки в колёса тем перевозчикам, кто работает легально, честно и открыто. На мой взгляд, в будущем должен быть симбиоз частного и муниципального общественного транспорта. Комфортабельным может быть не только большой автобус, но и небольшие – средней и малой вместимости», – поделился Ю. Свешников.

В случае если столичные власти продолжат свою программу по планомерной ликвидации частных компаний с рынка извозчиков, то город банально рискует потерять конкуренцию в этой сфере. Без неё, по мнению многих экспертов, рост той же стоимости проезда будет уже привычным делом. И не на 57%, как с июня этого года, а уже на более внушительные суммы. Например, на 87%, как этого хотел в своё время начальник Метрополитена Иван Беседин. Но нужен ли будет кому-то комфортабельный, вместительный и оборудованный автобус со стоимостью проезда 50–60 рублей – большой вопрос.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram