Аргументы Недели → Город М № 17(409) от 15.05.2014

Безбилетник не заяц, а волк

, 18:53

Московских безбилетников ожидают 4–5-часовые экскурсии по городу с конечной остановкой в отделении полиции. Для сбора «зайцев», выловленных в общественном транспорте, столичные власти планируют приобрести 10 микроавтобусов на общую сумму до 17 млн. рублей. Тендер на закупку необходимого транспорта объявят до конца этого месяца.

Мобильный инспектор

«Мы планируем закупить автобусы, предназначенные для мобильных групп инспекторов. На них будут доставлять «зайцев» в отделение полиции для установления личности», – рассказал руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Владислав Казанский.Мера эта вынужденная, профилактическая. Действующие сегодня правила не позволяют контролёру выписывать штраф безбилетнику, отказавшемуся предъявить паспорт. Поэтому таких нарушителей приходится доставлять в полицию».

Отныне для отлова «отказников» по городу будут курсировать микроавтобусы вместимостью до 8 человек, включая водителя. Пока все места в салоне не будут заполнены, нарушителей ожидает длительное путешествие от 4 до 5 часов. Такой опыт перенят столичными чиновниками в Германии: «Он используется в цивилизованной стране как профилактика против безбилетного проезда», – пояснил заместитель главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

До сих пор нарушителей правил проезда карали штрафами. Кстати, они уже выросли в разы с 2012 года. Сегодня проезд без билета по Москве оценивается в 1 тыс. рублей, а проезд по чужой социальной карте – в 2,5 тыс. рублей. При этом, согласно Кодексу об административных правонарушениях, не оплаченный в течение 60 дней штраф утраивается.

Собачья работа

Сегодня государственный общественный транспорт в Москве проверяют две группы контролёров – работники ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок». Отличить их можно по форменным нашивкам, хотя принципиальной разницы нет – действуют они по установленной должностной инструкции. Работают посменно 8 часов в день, за что, например, в ГКУ «Организатор перевозок» получают от 32 600 рублей ежемесячно. Плюс ежеквартальные вознаграждения по итогам работы.

Интенсивность проверок напрямую зависит от погодных условий. Сравните: в октябре прошлого года контролёры ГКУ «Организатор перевозок» проверили 108 801 единицу подвижного состава и составили 20 582 постановления, а в холодном ноябре – уже 21 763 транспортные единицы и 4091 постановление. Всего за 11 месяцев 2013 г. они выписали штрафов на 171 705 000 рублей. Следует отметить: в ГУП «Мосгортранс» сегодня трудятся 220 контролёров. Здесь всегда есть свободные вакансии.

«Работа – собачья, условия – нечеловеческие», – жалуются бывшие проверяющие. Порой приходится не в перебранки с безбилетниками вступать, а в рукопашную. При этом водитель не всегда спешит на помощь проверяющим. «Моя главная задача – соблюдать интервал движения, поэтому контролёрам могу помочь только так: придержу дверь на остановке», – говорит водитель 618-го автобуса-гармошки Михаил. Правда, в особо опасных случаях приходится идти на помощь проверяющему, но в этой ситуации сразу начинают возмущаться законопослушные пассажиры.

Шельмуют с картами

Действительно, пора уже навести порядок с незаконным использованием социальных карт и магнитных билетов! Может быть, стоит сажать нарушителей – на 15 суток! Пусть моют подвижной состав или улицы метут за безбилетный проезд. Такие предложения часто поступают властям от возмущённых законопослушных горожан. Знаете, есть в этом некий резон. По статистике департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, по одной социальной карте из числа изъятых в час пик фиксировалось от четырёх до пяти проходов.

Напомним, что законными льготами на наземном транспорте пользуются 55% москвичей, на метрополитене – 45%.

Для отлова таких «льготников» контролёры ГУП «Мосгортранс» сегодня выходят на маршрут в компании с полицейскими. Нередко к ним присоединяются и сотрудники ГКУ «Организатор перевозок». Так, в 2013 году совместными усилиями они изъяли более 35,5 тыс. социальных карт москвичей и жителей Московской области, находящихся в незаконном обороте, и выявили около 10 тыс. случаев неправомерного использования льготных проездных. А вот частники пока обходятся своими силами. Они просто высаживают безбилетников. «А что взять с человека, если ему даже проезд нечем оплатить?» – говорит Алексей, водитель автобуса 520‑го маршрута. Эксцессы случаются, но до драки не доходило ни разу.

Долой турникеты

Тем временем в Москве полным ходом идёт эксперимент – пассажиры осваивают трамваи без турникетов. Он начался 1 июня 2013 года на маршруте №17 «Останкино – Медведково». Старт удался: эксперты отмечают увеличение скорости транспорта по этому участку. Но основная цель – изучить динамику штрафов и расходы на контролёров.

Успех эксперимента в дальнейшем – залог увеличения скорости и на других городских наземных маршрутах. Но как быть с «зайцами»? «От сознательности граждан – своевременной и правильной оплаты проезда – во многом зависит принятие решения по отмене турникетного прохода на столичных маршрутах», – говорит генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.

Бесполезно пока уповать на совесть. С турникетами ещё придётся жить долго. Проверки показывают: треть столичных пассажиров постоянно не платят за проезд. Поэтому важно добиваться эффективности работы всех контролёров, для которых сейчас разрабатывается новая методика работы. Пока штраф – самый действенный способ борьбы с безбилетниками. Не забудем и про «диких» мигрантов, что постоянно демонстрируют чудеса джигитовки на преградах любой сложности, будь они в наземном транспорте или в подземке. Эту категорию пассажиров пока не удаётся взять за жабры даже с помощью «интеллектуального видеоконтроля», внедрённого с начала года в метро.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram