В подземных переходах столицы планируют навести порядок. На этот раз речь идёт о регулировании торговли. Городские власти собираются не только разработать очередной новый дизайн для киосков, но и создать более прозрачный механизм аренды площадей, который бы исключал возможность субаренды. Кроме того, есть большая вероятность того, что крупные брендовые сети также смогут открыть свои палатки в подземных переходах. Однако, по мнению экспертов, такое соседство нанесёт непоправимый урон для малого предпринимательства.
Рычаги власти
Напомним, что история нелюбви к мелкой рознице началась в 2010 г., когда мэр Москвы Сергей Собянин инициировал масштабную кампанию по выдворению из столицы нелегальных палаток. Однако градоначальника постоянно беспокоил тот факт, что в подземных переходах незаконная торговля продолжала процветать.
Последующие карающие меры в большей степени касались тех предпринимателей, которые хотели работать честно. С большинством из них под предлогом наведения порядка попросту не продлевали договоры аренды. Объясняли достаточно просто – здесь торговля не нужна, а скопление киосков мешает горожанам нормально передвигаться. Однако почему-то в самых людных переходах, например рядом с вокзалами, киосков меньше не стало. Процветают до сих пор и так называемые лоточники. Очевидно, многим полицейским, которые должны следить за порядком, что-то мешает обратить внимание на такие нарушения.
В конце 2012 г. по инициативе ГУП «Московский метрополитен» и ГБУ «Гормост» (именно на их балансе находятся подземные переходы) были резко подняты арендные ставки на торговые площади от трёх до восемнадцати раз. Это стало причиной повального исчезновения мелкой розницы из переходов. В дальнейшем с каждым годом стоимость места только увеличивалась. Всё это подкреплялось субарендой (90% торговых площадей были сданы именно таким образом), что взвинчивало цены до заоблачных высот для малого бизнеса. Например, в месяц плата за аренду квадратного метра могла составлять 36–57 тыс. рублей.
Многие подозревали городские власти в намеренном и целенаправленном уничтожении малого предпринимательства в угоду крупным торговым сетям. Последние планы чиновников лишь подтверждают эту точку зрения. Так, например, очередная реорганизация предусматривает большие киоски площадью 25–30 кв. м, которые можно будет использовать как небольшие кафе. При этом предварительную заинтересованность проявили уже несколько крупных брендов. Среди них сеть кафе «Шоколадница», «Кофе Хауз», салоны сотовой связи «МегаФон» и другие. В связи с этим вспоминается история с закрытием в начале 2014 г. павильонов быстрого питания ООО «Буфет Метро». Руководство столичной подземки решило в одностороннем порядке разорвать договор аренды, мотивируя это тем, что якобы будут создаваться досмотровые комнаты на станциях и вестибюлях. Очевидно, что всё-таки слукавили.
Сетевое лобби
По мнению Романа Жигульского, председателя координационного совета Некоммерческого партнёрства содействия предпринимателям-арендаторам, сетевики действительно имеют определённое лобби и неплохую поддержку Департамента торговли и услуг Москвы.
«Это не так уж и плохо, но сама идея размещать киоски в подземных переходах, на мой взгляд, не очень удачная. Зачастую они располагаются в таких местах, где очень плотные пассажиропотоки, и они попросту мешают проходу граждан. Пожалуй, торговля должна быть всё же на поверхности, где на самом деле достаточно места для её размещения», – говорит Р. Жигульский.
Также он добавил, что вестибюли станций метро больше приспособлены для торговли, чем подземные переходы. Но кто будет арендатором – большой вопрос. Наверное, именно крупные сети там и будут работать.
Однако не факт, что подуличные переходы будут сплошь заполнены узнаваемыми брендами. Такого мнения придерживается Дмитрий Несветов, председатель МГО «Опора России». С другой стороны, он высказывает опасения: «Мы должны помнить, за счёт кого будет сделана реорганизация, – в очередной раз пострадает мелкорозничное предпринимательство. Для малого бизнеса эти точки всегда были привлекательны высокой проходимостью, хоть места, конечно, не самые уютные. По сути, может произойти нишевая смена. Простой потребитель от этого вряд ли пострадает, а вот предприниматели из-за действий властей в очередной раз столкнутся с тяжелейшей конкуренцией с сетевыми брендами», – поделился Д. Несветов.
Понятно, что в подземных переходах необходимо было навести порядок, потому что они зачастую напоминали Шанхай из-за нагромождения киосков. Но, вместо того чтобы регулировать торговлю в этом сегменте, – власти попросту выгнали оттуда весь малый бизнес. И выглядит это не очень корректно. Сначала всё зачистили на земле, а потом ещё и под землёй. При этом меры, которые предусматривают устранение субаренды в переходах, появляются почему-то именно тогда, когда большинство площадок было зачищено от мелкой розницы. Будто бы случайно всё совпало.
Не стоит забывать, что простой потребитель скорее купит себе товар в уже знакомом для себя месте, чем пойдёт к малоизвестному продавцу. Здесь крупные сети заранее выигрывают борьбу за клиента. Конечно, законы рынка беспощадны – сильный всегда поедает слабого. Однако городские власти почему-то не задумываются, что их действия и растущая безработица (и как следствие – возможный рост преступности) могут быть взаимосвязаны.