Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 14(406) от 17.04.2014

«Крокодилы» бьют рекорды

, 18:07

На улицах Москвы становится всё больше «зелёных крокодилов». Так теперь называют зелёные эвакуаторы, увозящие на штраф-стоянки неправильно припаркованные автомобили. Их забирают сейчас массово, порой по нескольку тысяч за сутки. И не потому, что москвичи стали хуже соблюдать ПДД, а потому, что эвакуация стала платной.

В «спальных» не дремлет враг

Эвакуаторы перевыполняют планы и бьют свои собственные трудовые рекорды, работая без отдыха. Производительность эвакуации частного автотранспорта в Москве за несколько последних месяцев выросла в пять раз и достигла примерно 7000 автомобилей в сутки! Только из Центрального административного округа за одну ночь вывозится более трёх тысяч машин. Спальные районы теперь тоже не могут спать спокойно: машины здешних жителей стали забирать прямо из двора.

Целые батальоны ГИБДД в Москве занялись новой деятельностью. Часть из них ездит теперь вместе с зелёными эвакуаторами, охотясь за машинами. А другая – ведёт «приём населения», выписывая тонны штрафов.

Московское правительство, департамент транспорта и лично его глава Максим Ликсутов оправдывают этот разгул эвакуации заботой об удобстве горожан и о беспрепятственном дорожном движении. Но измеряют они это почему-то... в денежных средствах, которые удастся вытрясти из автолюбителей. Господин Ликсутов намеревается за ближайшие пять лет – срок, на который мэрия заключила контракт с коммерческими владельцами зелёных эвакуаторов, – заработать порядка 5 млрд. долларов!

Высокая планка! И для достижения её хороши любые средства. Например, внезапно появляющиеся ночью передвижные знаки, запрещающие парковку. Для эвакуации достаточно, чтобы машина была поставлена под небольшим углом к тротуару. Там, где обозначена параллельная парковка. Или если задний бампер на десяток сантиметров нависает над зеброй за пешеходным переходом. Вам придётся туго, если колесо заехало на линию разметки разрешённой парковки.

Кстати, количество разрешённых мест в Москве неуклонно снижается: в нашем городе внезапно появились сотни новых запрещающих дорожных знаков. Происходит это именно там, где стоянки необходимы для удобства передвижения людей. Например, возле окраинных станций метро, где в принципе и надо оставлять машину, чтобы не загружать центр. Однако стоянки там запретили, а официальные «перехватывающие» зачастую существуют лишь на бумаге.

Мэрия прессует

Мэрия между тем рапортует, что «работа эвакуаторов позволила значительно снизить количество нарушений правил парковки». На самом деле можно быть самым аккуратным водителем и всецело чтить ПДД, но оказаться жертвой «зелёного крокодила». И, как следствие, заплатить штраф три тысячи рублей за неправильную парковку. И более семи тысяч за эвакуацию. К тому же не попасть на работу и потерять день, вызволяя машину! Жёсткостью мер Москва превзошла многих.

Во Франции штраф за неправильную парковку составляет минимально 11 евро, в Германии – 10 евро. А у нас он в пересчёте по курсу – около 60 евро. В Англии и в США у неправильно запаркованной машины сначала блокируют заднее колесо. На переднее стекло кладётся карточка с номером телефона, куда надо позвонить, чтобы освободить автомобиль. И только через сутки, если владелец не позвонил, – вызывается эвакуатор. А у нас – немедленно, без предупреждений, причём, как правило, на самую дальнюю штраф-стоянку.

Недавно в ГИБДД придумали ещё одну «воспитательную меру». На штраф-стоянке теперь требуют, помимо обычных документов на машину, ещё и квитанцию оплаты ОСАГО. Как правило, эта бумажка лежит в бардачке автомашины, увезённой на штраф-стоянку. То есть надо сначала отправиться туда – обычно в промышленную зону возле МКАД! Забрать квитанцию, вернуться в отделение ГИБДД, предъявить бумагу, получить квитанцию штрафа – и обратно ехать на стоянку, чтобы забрать машину.

По «удивительному» стечению обстоятельств возле ГИБДД находятся добрые души, готовые отвезти пострадавшего от эвакуации туда и обратно и снова туда за сумму, раза в три превышающую услуги обычного такси. Есть у ГИБДД и другие добровольные помощники. Один такой встретился мне на Крымской набережной. Он услужливо помог припарковаться на островке безопасности, где уже стояло десяток машин. Не побрезговал взять с меня сотню. А когда через некоторое время я вернулся к машине – с того места эвакуаторы забирали уже последний автомобиль!

Что характерно, большинство увезённых вдаль транспортных средств никаких препятствий для дорожного движения не создают – в отличие от эвакуаторов. «Зелёные крокодилы», которых на улицах с каждым днём всё больше, – это грузовые машины, не соблюдающие правил. Они становятся третьим, четвёртым рядом, а когда грузят автомобили – перекрывают движение, заставляя остальных пересекать сплошные линии и заезжать на встречную.

Услуга оказана

Оспаривать эвакуацию автомобиля в суде решаются немногие. Да и что толку судиться с московской же властью? Изредка удаётся отстоять своё право не платить три тысячи рублей штрафа за парковку, которая оказалась правильной. Но семь тысяч за эвакуацию вам никто не вернёт – услуга-то, мол, оказана!  На каком основании её вообще оказывают – это большой вопрос, который остаётся открытым. В Конституции РФ записано, что право частной собственности охраняется законом и что никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. В ГИБДД основанием для эвакуации машин служит другой документ. Административный кодекс РФ, ст. 12.19. Эта статья – о нарушении правил остановки и стоянки транспортных средств. Однако предусмотренные в ней наказания – исключительно штрафы. В тексте этой статьи нет ни единого слова о том, что машина может быть увезена на штраф-стоянку за нарушение правил уличного движения.

Такая норма есть в статье 27.13 АК. Но задержание транспортного средства может применяться далеко не в любом случае, а только если оно создаёт «препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов». В таком случае оно «может быть перемещено, но только в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет». Другими словами, законных оснований для эвакуации машин не существует!

Кто же отвечает за нарушения закона? В ГИБДД говорят: мы ничего не знаем, берём штрафы, машины не эвакуируем. В Московском правительстве утверждают: мы лишь предоставляем места для организации штрафных стоянок. В частных фирмах-эвакуаторах тоже ответ готов: мы только отвозим машины на штрафные стоянки. А приказы нам даёт ГИБДД.
Надо сказать, на вопросы мне вообще отвечали только потому, что у меня ещё сохранилось удостоверение депутата Государственной думы 1-го созыва. Без него меня бы просто послали. Без ответов. На штраф-стоянку.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram