Кажется, чем только не увлечены в наше время москвичи: бальными танцами, йогой, пилатесом, капуэйро, фитнесом… Но нет предела совершенству столичных жителей, многие из них уже хотят большего – научиться балетному искусству! Есть спрос – есть и предложения, количество балетных студий в городе просто не поддаётся подсчёту. Мы побывали в одной из них, расположена она в самом центре – на улице Солянка.
Достаточно распространённый способ открытия таких кружков – купить недвижимость и сдавать в аренду площадь. Директор и одновременно преподаватель одной из студий Евгений Соколов говорит, что на прежнем месте его работы так и было: комплекс появился в бывших цехах кондитерской фабрики «Рот Фронт». Приходя на танцы, люди до сих пор вдыхают там запах шоколада. Это же помещение было приобретено целенаправленно. Брать в аренду помещение не выгодно, поскольку хозяева всегда забирают большее количество заработка у нанимателей.
Все к станку
Многие посетители решают заниматься балетом после того, как им надоест фитнес. Безлимитный билет здесь стоит 10 тыс. рублей, и это очень дёшево. Здесь работают пока в убыток, поскольку считают, что клиентов нужно удерживать. В другой балетной студии, которую якобы курирует известный всему миру танцовщик, час посещения стоит 150 долларов. Действительно, такие студии привлекают людей известными именами, как правило, артистов Большого театра. Однако преподают там совершенно другие танцовщики.
Любопытно, что среди желающих научиться балету, можно найти абсолютно разных по возрасту и социальному статусу людей. Батманы делают как 18-летние, так и 60-летние. Конечно, у каждой возрастной группы различаются физические нагрузки. В основном сюда ходят офисные работники, люди, занятые физическим трудом, не считают балет жизненно необходимым. Здесь можно найти менеджеров близлежащих офисов.
Психология человека, который постоянно работает в замкнутом пространстве наедине с бумагами и отчётами, постепенно меняется. 55-летнюю начальницу отдела кадров Московского авиационного завода не пугают её возраст и габариты, здесь она постепенно худеет, молодеет душой и узнаёт много нового из мира классики. Часто балетную студию находят по сарафанному радио: сюда приводят своих подруг, коллег, родственников.
Ни дня без батмана!
Каждый день кроме субботы первый час занятий посвящён так называемому партеру – гимнастике. Те, кто никогда в жизни не был даже на балетном спектакле и совершенно далёк от этого воздушного мира, постепенно выучивает такие движения, как пассе, батман тандю… Во время первого урока от этих названий у многих начинает кружиться голова, однако тело автоматически повторяет то, что необходимо сделать. Здесь уже включается в работу физическая память. После нескольких занятий человек, услышав заново когда-то неизвестное французское слово, ассоциативно поднимает ногу и тянет мысок. А потом система занятий начинает сопоставляться с необходимыми элементами балетного мира – все узнают о станке, середине, прыжках на пальцах в пуантах.
Работа у станка подразумевает десять комбинаций у палки, в которые входит группа батманов (то, что делается крестом и в пятой позиции). Преподаватель успокаивает своих подопечных, объясняя, что все движения будут последовательно разъясняться. Таким образом, девушки разных возрастов постепенно начинают делать батман тандю, потом батман фондю и далее по мере увеличения нагрузки.
Ученики этой студии время от времени показывают свои умения на сцене Московского дома творчества, расположенного на проспекте Мира. Выступления новоявленных артистов балетов включаются в праздничные программы для населения, бабушки и многодетные мамы принимают их на ура.
Преподавателями становятся неудачники?
Евгений Соколов, как и многие его коллеги, занялся преподаванием после окончания профессиональной карьеры танцовщика. Балетное образование он получил в Перми, там же окончил институт культуры по специальности «преподаватель хореографических дисциплин». Потом он служил в Свердловском государственном академическом театре оперы и балета и был артистом «Кремлёвского балета».
За несколько лет до окончания своей основной профессиональной деятельности Евгений Соколов решает, что пора подумать о завтрашнем дне, когда ему придётся расстаться со сценой. Поэтому он получает новое образование педагога-хореографа в Российской академии театрального искусства (РАТИ). Постеленная заранее соломка, безусловно, пригодилась для новой творческой деятельности.
К преподаванию приходят двумя путями: либо у человека есть изначальная тяга к этому делу, либо появляется необходимость поменять профиль работы после ухода со сцены. Конечно, многие танцовщики предпочитают преподавать заграницей, но за приличное жалование там приходится работать по восемь часов каждый день, и для творчества у них уже не остаётся сил и времени. Москва же сейчас стала Меккой для ушедших на пенсию артистов балета со всей страны. Столичные жители, похоже, этому рады.