Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 13(405) от 10.04.2014

Палаточный погром

, 18:50

Власти Москвы готовят очередной сокрушительный удар по киоскам и ларькам. Департамент торговли и услуг столицы разрабатывает правила реорганизации мелкорозничной торговли. По разным данным, в столице из 5690 палаток может остаться только 800–2700. Однако не все специализации попали под горячую руку. Ларьки с прессой, мороженым и мобильная торговля колбасными изделиями у властей в фаворе. А вот киосков с табаком, очевидно, совсем не останется.

Власти играют нечестно

Кампания, которая направлена не иначе как на уничтожение малого и среднего предпринимательства в Москве, стартовала ещё в 2010 году. Тогда массово сносили нелегальные палатки. По самым разным подсчётам таких было чуть ли не в два раза больше, чем законно установленных. В итоге из 14 тыс. торговых точек в городе осталось не больше 8 тысяч.

Однако столичные власти решили не останавливаться на достигнутом. На фоне борьбы с пробками и попытками улучшить дорожную ситуацию в Москве мелкую розницу опять стали притеснять. Там, где планировали создавать транспортно-пересадочные узлы, все договоры с предпринимателями разрывали в одностороннем порядке. Бизнесу, конечно, предлагали компенсационные места на размещение палаток. Только это уже были точки, где поток людей значительно меньше. А следовательно, прибыль упала. Кстати, переезд бизнесмену никто не оплачивал. Как не оплачивали и подключение ко всем необходимым коммуникациям.

Получается, что миллионы рублей, потраченные на право заключения договора, на размещение мелкорозничной сети, вылетели в трубу. Многие предприниматели ради того, чтобы выиграть аукцион, были вынуждены брать кредиты. После изменений правил игры стало непонятно, как потраченные средства будут теперь окупаться?! К слову, согласно новым правилам в 100‑метровой зоне от входа-выхода со станций метро исчезнет около 800 палаток!

По словам Романа Жигульского, председателя координационного совета Некоммерческого партнёрства содействия предпринимателям-арендаторам, происходит не только ликвидация мелкой розницы, но и уничтожение любого бизнеса, как производственного, так и торгового. И, к сожалению, ничего поделать с этим нельзя. Особое опасение вызывает решение по киоскам с общественным питанием. Стало известно, что, согласно новому плану властей, в ЦАО на эти объекты тоже введут запрет. В результате город потеряет 191 точку с фастфудом.

«Получается, что наши власти сознательно разрушают малый и средний бизнес. Сначала они говорят, что вышеупомянутые предприниматели в будущем смогут перебраться в торговые центры, но в действительности – всё наоборот. Россиянам пока трудно конкурировать с крупными сетями. Например, в зоне фастфуда хозяева территорий скорее заключат договор с какими-нибудь международными компаниями. Потому что к ним идёт больше народа. К малоизвестным компаниям подходят единицы, а у американцев очереди. Есть виды бизнеса, которые уютно чувствуют себя на улице, и те, которые уютно чувствуют в ТЦ. Благоразумно развивать и те и другие. Но этого не происходит», – рассказывает Роман Жигульский.

Должен остаться только один

Когда в 2011 г. ввели систему аукционов на право размещения мелкой розницы, отцы города заверили предпринимателей, что такая система будет существовать долго. Убеждали в том, что резкого сокращения мест для палаток не ожидается. Однако на деле получилось так, что с каждым годом мелкой розницы становилось всё меньше и меньше.

Сегодня в борьбе с палатками город использует легальные методы. Власти не хотят продлевать с ними договор аренды. У большинства предпринимателей соглашение заканчивается уже в 2014 году. Это значит, что скоро примерно 500 киосков рядом с вылетными магистралями на Садовом кольце исчезнут навсегда.

Очень странно выглядит ещё одно решение: убрать 710 ларьков, которые расположены неподалёку от стационарных магазинов. Получается, что если палатка хоть чуть-чуть дублирует товар соседа, – значит, местным жителям она не нужна! Жаль, что такими методами уничтожают конкуренцию среди мелкой розницы. Как результат, скоро из-за этого непродуманного решения исчезнет ещё 420 ларьков. Но и это ещё не всё! Предприниматель вскоре должен будет оплатить новый дизайн торговых киосков. Сколько? Судите сами: предыдущие нововведения обошлись бизнесменам в 2,5–3 млрд. рублей!

Аппетиты спекулянтов

По словам Дмитрия Несветова, председателя МГО «Опора России», во всех городах мира присутствует мелкая розница. Стационарная или мобильная. В 2010 г. в городе палаток было действительно много. Но сейчас сокращать объём мелкорозничной торговли нельзя. Понятно, что должна быть избирательность – необходимо смотреть, где эта нестационарная мелкая торговля уместна, а где нет.

Наши предприниматели предлагают так же организовать и мобильную торговлю. Пусть небольшие грузовички или легковые автомобили колесят по городу. Однако, по мнению Д. Несветова, такой вариант в Москве маловероятен. К сожалению, городская инфраструктура не позволяет ей развернуться на полную мощь. До сих пор нет нормативной базы. Представитель Ассоциации предприятий быстрого питания Владимир Савёлов обращает внимание на то, что власти до сих пор не знают, сколько и каких объектов необходимо в городе.

«Всегда надо опираться на спрос, а чтобы его просчитать, необходимы специальные исследования в каждом городском округе. Пусть они покажут, сколько ларьков и какой именно специализации нужно городу. По официальным данным на сегодняшний день существует две тысячи объектов быстрого питания», – утверждает В. Савёлов

На самом деле палаток, которые предлагают быстрый и недорогой обед, гораздо меньше. В городе большая проблема с общепитом, и нужно создавать места, где человек смог бы спокойно и сытно поесть. В 2010 г., ещё до тотальной войны с малым бизнесом, в нашей столице было в 3–3,5 раза меньше киосков с фастфудом, чем в европейских городах.

Тем не менее городские чиновники продолжат сокращать число торговых палаток и совсем откажутся от некоторых специализаций: фастфуд, рыба, табак. Без всяких консультаций с общественными организациями и предпринимателями. Как результат – получаем уже знакомую ситуацию, когда начинается спекуляция торговыми местами под мелкорозничную торговлю. Если три года назад цена на перепродажах торговых мест достигала 300 млн. рублей, то что же будет после очередного их сокращения? Возможно, малый бизнес просто погибнет из-за жадности спекулянтов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram