Аргументы Недели → Город М № 11(403) от 27.03.2014

Алкоголь в законе

, 17:37

В марте вступил в силу приказ Росалкогольрегулирования о повышении минимальной цены на крепкие спиртные напитки. Теперь водку как в столичных, так и региональных магазинах можно купить не дешевле 199 рублей за пол-литра. Минимальная цена того же количества коньяка в розничной продаже составляет 322, а бренди – 293 рубля.

Рост цен на алкоголь давно ожидался. Ведь ставка акциза на напитки крепостью выше 9 градусов выросла ещё в начале года. И последние изменения в целом вписываются в антиалкогольную кампанию, которую уже не первый год проводят власти. Её конечная цель – снизить объёмы потребления алкоголя на 55% до 2020 года. Однако пока народ движется к этой цели довольно медленно. По данным Росстата, в 2013 г. потребление алкоголя в стране сократилось всего на 1,8%.

По данным Центра разработки национальной алкогольной политики, в 2013 г. в Москве было продано 140 млн. литров водки, 1 млрд. 120 млн. литров пива, 170 млн. литров вина, 21 млн. литров коньяка и бренди. В целом по России приоритеты покупателей в выборе алкоголя те же.

Не каждому по карману

Часть экспертов алкогольного рынка уверены, что принимаемые государством меры по снижению потребления алкоголя только наращивают нишу суррогатной продукции. «Если в 2009 году по России было выпито 500 миллионов литров суррогатов, то в 2013-м – уже 800 миллионов, – рассказывает Вадим Дробиз, директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя. –Ясно, что зарплаты граждан, которые употребляют водку, не успевают за ростом цен на алкоголь. Независимо от того, сколько стоит алкоголь, человек хочет выпить. Так или иначе, он будет покупать определённый объём исходя из тех денег, которые у него есть. Если у него не хватает денег на дорогой коньяк, значит, он будет покупать спиртосодержащую жидкость с рук. Поэтому даже сейчас нередко фиксируются случаи отравления».

Как отмечает Дробиз, в России сегодня самый дорогой в мире алкоголь относительно средних зарплат. Во всех странах главенствует принцип доступности крепких напитков для всех слоёв населения. В России этот принцип 20 лет отрицается.

Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики,напротив, считает, что предпринимаемых мер недостаточно. «Если мы будем двигаться такими темпами, то задача правительства по снижению потребления алкоголя на 55% не будет реализована, – говорит эксперт. – Нужны более жёсткие меры. А чтобы не произошло перетока части рынка в нелегальный сектор, необходимо усилить контроль и принимать законодательные меры. Сейчас, например, рассматривается вопрос введения ЕГАИС в розничную сеть и в оптовое звено».

Кстати, с после 1 августа минимальная розничная цена на водку повысится ещё раз – до 220 рублей. И если на первое в этом году повышение наши соотечественники отреагировали спокойно, то, по данным ВЦИОМ, более трети (37%) не готовы отдавать за водку более 199 рублей. Заплатить за пол-литровую бутылку от 200 до 249 рублей согласен 21% опрошенных. Отдать за «беленькую» от 250 до 300 рублей готова ещё меньшая группа – 14% россиян. Ещё более высокую цену могут платить всего 9% респондентов.

Получается, что водка переходит в более дорогой сегмент алкогольных напитков. По наблюдениям предпринимателя Романа Жигульского, в связи с этим часть потребителей всё чаще выбирает близкие по цене коньяк и виски.

Пиво на очереди

По данным ВЦИОМ, самым популярным алкогольным напитком среди москвичей является пиво. Раз в неделю и чаще его употребляют 12% респондентов. Ещё 28% опрошенных пьют пиво каждый месяц.

Не будет преувеличением тот факт, что часть граждан сегодня подвержена пивному алкоголизму. Между тем уже много лет в отличие от других алкогольных напитков пиво производится без лицензии. «Союз пивоваров чётко лоббирует интересы зарубежных пивоваренных компаний, поэтому до сих пор не введено лицензирование ни на производство, ни на розничную продажу пива, – рассказывает Павел Шапкин. – Не введён ЕГАИС на пиво. Мало того, оно долгое время рекламировалось по телевидению, что постепенно привело к пятикратному увеличению объёмов его потребления».

Сегодня Центр разработки национальной алкогольной политики активно выступает за введение лицензирования производства и оборота пива. Если такая мера будет введена, то количество точек, реализующих пиво, может сократиться в 2,5 раза, а производители будут вынуждены увеличивать цену примерно на 20%. Соответствующий закон рассмотрят в Думе весной, а вступит в силу он предположительно 1 июля 2014 года.

Вадим Дробиз считает, что такие меры будут, несомненно, трудны для пивной отрасли, однако они нужны. «В России до сих пор пока не осознали, что надо двигаться по западному пути и поддерживать не пиво, а прежде всего вино, – говорит эксперт. – А сегодня получается, что пива мы пьём в 3,5 раза больше, чем в советское время, а вина – в 4,5 раза меньше. Перевод населения на вино – реальный путь к снижению алкоголизации в стране».

Кстати, Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России, считает, что отличные перспективы в нашей стране сегодня имеют вина Крыма. Объёмы продаж вина, произведённого на полуострове, теперь возрастут. Главная причина этого – частое упоминание Крыма в СМИ в связи с последними политическими событиями. В то же время стоимость вина измениться не должна. Напомним, что сегодня минимальная цена бутылки крымского вина – 150 рублей. При этом эксперт обращает внимание на то, что краснодарские вина сегодня ничуть не хуже и российским потребителям стоит обратить внимание и на них.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram