Особенные дети требуют особого подхода. Но количество коррекционных школ сокращается, а число нуждающихся в них – растёт. Исходя из этого, новый профессиональный стандарт педагога предполагает, что дети-инвалиды и аутисты будут учиться вместе с обычными школьниками. Всё это названо инклюзивным образованием, но на деле является скорее насмешкой и над учителями, и над детьми, которые отличаются от сверстников.
Учитель на все руки
Так уж сложилось, что учителя в России считаются мучениками: мизерная зарплата, отчаянные попытки донести знания до нерадивых подростков и постоянные бумажные отчёты, не имеющие ничего общего с действительностью…
Сделать образ русского учителя более престижным и привлекательным для молодых специалистов никто и не пытается. Вместо этого чиновники решили создать новый профессиональный стандарт педагога, который отпугнёт даже самых смелых. Согласно закреплённым требованиям, отныне каждый учитель должен владеть подходами к обучению особенных детей. К их числу отнесли проявляющих выдающиеся способности; тех, для кого русский язык не является родным; инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями (аутистов, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью).
Перевести все образовательные учреждения на новый стандарт чиновники планируют к сентябрю 2014 г. или началу 2015 года.
Педагог нового формата
Документ предполагает совмещение в специалисте и педагога, и психолога, и логопеда, и социального работника. Но как превратиться в этого «учителя будущего», пока не понятно. Во-первых, расширить профессиональные навыки за такой короткий срок – идея на грани фантастики. Во-вторых, даже педагогические вузы ещё не готовят будущих специалистов по новым стандартам. Да и количество этих учреждений стремительно сокращается – многие из них срастили с другими университетами. Таким образом, ещё в 2008 г. в нашей стране было 70 педвузов, а спустя пять лет – уже меньше 50.
«В условиях внедрения инклюзивного образования очень важно повышение профессиональной компетенции учителей. Да, требования меняются: в новых условиях педагогам предстоит овладеть разнообразными методиками и научиться выстраивать уроки, учитывая, что внутри одного класса будут находиться разные дети.
И главная задача сегодня – повышение квалификации уже работающих учителей. Ведь потребность в них есть сейчас, а обучение будущих педагогов займёт 5–6 лет», – полагает Любовь Духанина, член Общественной палаты, директор средней образовательной частной школы «Наследник».
Но где и как будут готовиться специалисты по новым стандартам?
«Сегодня нет необходимых нормативов по уровню образования педагогов, которые учили бы детей с ограниченными возможностями. Сегодня чаще мы сталкиваемся либо с глупостью, либо с формализмом», – уверен Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования.
Работы у учителей станет в разы больше, и выиграют от этого лишь экономные чиновники, а никак не педагоги и дети, которые придут в неподготовленные школы. Ведь именно подростков с ограниченными возможностями хотят как можно быстрее перевести в обычные образовательные учреждения, чтобы к 2015 г. отчитаться о выполнении государственной программы «Доступная среда».
Сегодня власти много говорят об инклюзивном образовании. Но для обучения в школе, например, инвалидов, недостаточно лишь оснастить учреждение пандусами. Гораздо важнее позаботиться о расширении штата: необходимы специально обученные сотрудники. Однако куда выгоднее номинально приписать дополнительные функции простым учителям, чем платить реальным специалистам. И если даже обучение инвалидов превращается сегодня в проблему, то что говорить об аутистах?
Дети в ауте
В отдельный синдром аутизм был выделен ещё в середине прошлого века. Тогда же и было доказано, что он не имеет ничего общего с умственной отсталостью, – гиперчувствительность к окружающему миру является лишь особенностью развития.
Сегодня в России не хватает грамотных специалистов по аутичным расстройствам, в частности, потому что этот вопрос до конца не изучен. Так как же с такими детьми будут работать простые учителя?
Существуют два полярных мифа, что аутисты не обучаемы и что все они гении.Однако, имеющие необычные способности саванты, составляют всего от 1 до 10%. Подобное явление такое же редкое, как и их полная необучаемость.
У большинства аутистов средние умственные способности, но оценить по усреднённой шкале интеллект, который не вписывается в привычные рамки, очень сложно. Часто показать имеющиеся знания такие дети не могут из-за дефицита концентрации внимания. И именно поэтому для комфортного обучения в школе аутистам необходимы тьюторы – специалисты, обеспечивающие разработку индивидуальных образовательных программ. Но такой должности в школах власти не предусматривают.
«С одной стороны, авторы нового документа хотят, чтобы особенные дети не чувствовали себя ущербными. Но необходимо учитывать разнообразный характер аномалий. Одно дело, если ребёнок имеет только физические ограничения, и совсем другое, если он аутист или олигофрен, – тогда нужно разрабатывать индивидуальные программы обучения.
Ведь в ином случае детей уравняют не только в правах, но и в возможностях. И я уверен, что сегодня нужно расширять и развивать нашу дефектологическую школу, которая когда-то считалась лучшей», – полагает Александр Данилов, доктор исторических наук, профессор, член Академии педагогических и социальных наук, заслуженный деятель наук Российской Федерации.
Если бы новый стандарт был нацелен не на экономию бюджетных средств, то результаты действительно могли бы порадовать семьи с особенными детьми. Но «сращивание» профессий, при котором учитель должен делать всего понемногу, по печальным прогнозам экспертов, нанесёт больше вреда, чем пользы.