В Госдуме был представлен законопроект, который предлагает студентам отслужить в армии «в рассрочку». С такой идеей выступил депутат «Единой России» Виктор Заварзин. Учащиеся вузов, где есть военная кафедра, смогут отдать долг Родине в несколько этапов. Предполагается, что стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы студенты будут по три месяца в год.
Напомним, что предложение, которое даёт возможность учащимся проходить службу в вооружённых силах в несколько этапов, поступило ещё год назад. Тогда с этой идеей – нести воинский долг во время летних каникул – выступила группа ректоров вузов. Однако среди самих студентов такое предложение восторженных откликов не встретило.
Российский студенческий союз в марте прошлого года выступил с протестом против этой идеи. Например, они считали затею нелогичной хотя бы потому, что реальный срок летних каникул у учащихся составляет не больше двух месяцев. Дело в том, что в большинстве вузов экзамены весенней сессии заканчиваются только в конце июня. И то, если обошлось без пересдач. Кроме того, из-за таких нововведений ставились под сомнение программа обмена студентами и прохождение практики за рубежом и даже в отечественных компаниях.
Сейчас же идея превратилась в законопроект. Если предложение будет принято, то реализовывать его будут пока в форме эксперимента. Предполагается, что проходить он будет до 2017 года. Эксперимент будет добровольный, и принять участие в нём смогут учащиеся дневных отделений. Специально для них руководством университета будут скорректированы учебные программы, чтобы у студентов не выходило накладок с летними экзаменами.
Начинать службу в рассрочку предлагают уже на втором курсе. А всего таких «выплат» долга Родине будет три. Перед тем как из студента сделают солдата, ему придётся ещё проходить специальное обучение на военной кафедре, которое также пойдёт в общий зачёт прохождения срочной службы. Поэтому после окончания вуза студент будет не только с дипломом в кармане, но и уйдёт в запас вооружённых сил. Что, возможно, исключит беготню бывших студентов от вручения повестки в военкомат.
Впрочем, если участник пилотного проекта будет недисциплинированно относиться к своим обязательствам, например, не придёт в установленный срок на призывной пункт, то из эксперимента он исключается.
Развеять мифы
Определённая логика у законопроекта есть. Сегодня на воинском учёте состоит более миллиона студентов по всей стране. Из них порядка 17 тыс. человек обучается на военных кафедрах. Однако реально отдавать долг Родине идут лишь 35,7% из всех студентов. Такое происходит по разным причинам. Кто-то за то время пока грыз гранит науки, теряет здоровье, кто-то умудряется обзавестись семьёй и детьми, кто-то покупает военный билет, чьё-то дело «случайно» теряется в архивах военкомата, а кто-то попросту бегает от повесток, пока не выйдет из призывного возраста.
Логично, что власть продумывает некие альтернативы, чтобы служба в армии была более привлекательной. Тем же военкоматам не пришлось бы во время осенних и весенних призывов в бешеной лихорадке выполнять план, чтобы все войсковые части были укомплектованы. И при этом иногда им приходится закрывать глаза на различные недуги призывников. Это хоть и редко, но случается, что явно не красит Российскую армию, вокруг которой и так полно страшных мифов.
Предполагается, что в эксперименте смогут принять 7–10 российских вузов, которые дадут вооружённым силам около 5 тыс. человек. В целом, конечно, негусто, но это же пока только эксперимент.
Как и у многих других инноваций, в этой идее есть свои плюсы и свои минусы. Начнём с хорошего. Прежде всего добропорядочным молодым людям, которые не прячутся от военкома, не надо будет лишний раз задумываться, а когда ему пойти служить. Раньше вариантов могло быть несколько – взять академический отпуск, например. Но этот вариант не идеален. Многим студентам после армии было весьма проблематично восстановиться в своём вузе. Во-первых, иногда приходится сдавать дополнительные экзамены, если вдруг программа обучения по специальности поменялась. Во-вторых, в новой группе просто может не оказаться вакантного места для бюджетника. С контрактниками в этом плане проще, проблемы может вызвать разве что новый договор и повышение стоимости обучения. Кроме того, если будет возможность служить в рассрочку, то не придётся идти на год в армию после окончания вуза. За это время вполне реально растерять профессиональные навыки, которые получал в вузе.
Хотя и без ложки дёгтя тоже не обойдётся. Один из главных минусов рассрочки в том, что программа обучения в университете будет растянута. По сути, на студенческий дембель можно отправиться на полгода позже своих сверстников. Вторая проблема – а будет ли такой солдат-рассрочник действительно качественно подготовлен? Судите сами – первый трёхмесячный этап службы уйдёт практически полностью на курс молодого бойца. Потом год учёбы в вузе, за который «молодой боец» напрочь утратит приобретённый опыт беспрекословного подчинения командиру и забудет положения уставов. Во второй «заезд» в армию студент получит воинскую специальность. По идее, после её получения солдат должен оставшиеся полгода службы совершенствовать навыки и выполнять боевую задачу. Но о каких навыках можно говорить, если студент снова на год уедет в альма-матер? Через год он будет не совершенствовать воинскую специальность, а натужно вспоминать надёжно забытое.
Есть ещё одна неоднозначная идея в законопроекте – рассрочникам предлагается служить не дальше чем в 50 км от вуза. С одной стороны, хорошо – недалеко от дома. Однако по этой причине многие университеты могут просто не попасть под реализацию законопроекта. Кроме того, в округе может просто не найтись воинской части с профилем, соответствующим профессии новобранца. И специалист по автомобильной технике может в итоге отправиться служить пехотинцем, а студент-электронщик – оказаться в танковых войсках.
Больше учений, меньше метлы
Спорных моментов в законопроекте хватает. Это признаёт сам В. Заварзин. По его словам, это пока лишь концепция. Если она встретит положительные отклики, то будет создана рабочая группа. И тогда уже идею тщательно доработают «напильником и шкуркой».
Немаловажный вопрос: а смогут ли в несколько этапов с серьёзными временными промежутками адекватно подготовить солдата?
По мнению Геннадия Гудкова, экс-депутата и зампреда ГД по безопасности, студент на голову выше, чем средний рядовой, особенно в способности к обучению.
«Разница между обычным деревенским парнем и человеком, который поступил в вуз, велика. Но для Министерства обороны это станет весьма серьёзной нагрузкой. Они должны продумать программы по привитию военных навыков для разных специалистов. Это будет непросто, потому что в министерстве не привыкли проводить интенсивное обучение и систему эту придётся переделывать», – говорит он.
На самом деле подготовить солдата за короткий срок можно – главное, чтобы он занимался именно боевой подготовкой. Слишком много времени уходит на всевозможные наряды, разгрузки, уборки и т.д.
Слишком мало реальной практики и боевых учений на полигонах. Если этого не будет и у рассрочников, то какие они тогда резервисты с точки зрения обслуживания того же комплекса ПВО?
Также Г. Гудков отметил, что очень важно, чтобы при распределении в воинские части и на конкретные должности людей направляли исходя из их гражданского опыта, образования и личностных навыков. Зачастую людей с факультетом иностранных языков за плечами сажали за радиолокационные станции. А на радиоперехвате были те, кто на том же английском знает лишь пару фраз и ориентируется только по списку ключевых слов. Услышал знакомое слово – включил кнопку записи, но сам не понимает о чём там вообще речь идёт. А сколько мог не услышать?
Однако в гибкость Министерства обороны, личный подход к каждому рассрочнику и способность создать адекватные учебные программы для не самой большой категории призывников верится с трудом. Но в любом случае подобная альтернатива – куда лучше, чем её отсутствие. Да и будущим офицерам запаса такой опыт не навредит.