Столичные власти решили усилить финансовую ответственность медицинских учреждений. Как было заявлено – с целью защитить пациентов от некачественных услуг. Однако на деле инициатива вновь оборачивается против простых москвичей.
Коновалы ответят рублём
Согласно заявлению властей, столичные медицинские учреждения отныне будут платить за свои ошибки. Для этого чиновники решили пересмотреть систему распределения фонда ОМС. Уже в этом году поликлиники начнут оплачивать стационарное лечение пациентов, попавших на больничную койку из-за оказания некачественной профилактической помощи.
Каждое медицинское учреждение будет иметь свой условный виртуальный счёт. И если, например, по вине врача из поликлиники пациенту требуется дополнительная медицинская помощь в больнице, то средства на это спишутся со счёта одного учреждения в пользу другого, которое и будет исправлять ошибки коллег.
Вот только что изменят эти новые правила, если в числе приоритетных задач стоит вовсе не забота о здоровье москвичей, а уменьшение нагрузки на столичные больницы? Эта цель чётко прописана в государственной программе «Развитие здравоохранения в городе Москве на 2012–2016 гг.». Согласно документу, средняя продолжительность пребывания пациента на больничной койке в 2014 году должна сократиться до 11,1 дня. А к 2016 году уже до 9,5 дня.
(В 2010 году продолжительность составляла 13,9 дня.)
«Врач должен лечить конкретного больного, а не болезни. Тем более население не становится здоровее с годами: инвалидность, смертность – эти показатели только растут. Профессионал обязан следовать медицинским показаниям, а не оглядываться на законы. Потому что в итоге пострадает именно пациент, если его вовремя не положат в больницу, не окажут ему необходимую помощь. К тому же следует учитывать и сопутствующие заболевания человека, попадающего в стационар. Как же вписать их в систему, в конкретное количество дней пребывания на больничной койке?» – негодует Владимир Чернобай, адвокат, кандидат медицинских наук.
Доброта наказуема
Нововведения коснутся и «скорой помощи». Чиновники пришли к выводу, что часто «скорые» без оснований привозят людей в больницы – многим поступающим пациентам вполне достаточно амбулаторного лечения. Поэтому наказывать за такие «оплошности» и перестраховки власти решили штрафами. Согласно статистике в вечернее время каждую минуту по телефону «03» звонят четыре москвича. Двоих из них госпитализируют. Таким образом, более 40% пациентов оказываются в больницах с хроническими заболеваниями, которые не требуют стационарного лечения. То есть это не острые заболевания и даже не периоды
обострения, а обычные болезни, с которыми люди живут уже давно.
Вот только как врачи «скорой» могут определить степень угрозы здоровью на дому, без определённой медицинской техники? И кто из них осмелится взять на себя ответственность и оставить больного человека дома, посоветовав ему сходить в поликлинику?
«Работник «скорой помощи» и не обязан быть точным диагностом, для этого он даже не имеет ничего на руках! Он ставит направительный диагноз, задача доктора – правильно направить пациента в нужную больницу.
И если специалист неотложки откажется госпитализировать больного и тот умрёт, то этого врача посадят. И я буду первым, кто будет выступать за тюремный срок для него!» – говорит Алексей Старченко, доктор медицинских наук, юрист, член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе».
По его мнению, раз уж столичные власти хотят взимать штрафы за госпитализацию без оснований, то должен быть составлен официальный детальный перечень – с какими симптомами можно забирать человека в больницу, а с какими нельзя. «Давайте чётко укажем, какой должен быть пульс, какая температура», – иронизирует Алексей Старченко.
«Да, я не спорю, что многие врут, притворяются больными, они придумывают себе острые боли, чтобы по разным причинам попасть в больницу. Особенно этим грешат представители старшего поколения – бабушки и дедушки хотят отдохнуть от семьи или, наоборот, мечтают хоть с кем-то пообщаться, потому что живут одни», – рассказывает Надежда, врач одной из московских «скорых».Но обман в большинстве случаев можно разоблачить лишь в медицинском учреждении. «И уж лучше мы отвезём десять человек в больницу, и только одному из них действительно понадобится помощь, чем рискнём жизнью человека!»
Что нас ждёт?
Судя по всему, чиновниками движет только одно – желание сэкономить, а не забота о здоровье москвичей. И раз уж власти посчитали, что многие без оснований и зря занимают койки в больницах, то добра не жди. По мнению экспертов, в скором будущем инициатива чиновников приведёт к перестраховке медицинских работников: врачи «скорой» будут чаще отказываться госпитализировать пациента, рискуя и его жизнью, и своей свободой, а поликлиники станут избегать направлять больных в стационар. В итоге приём у врача станет похож на «русскую рулетку» – игру, на кону которой – жизнь.
Нынче здесь, а завтра там
Каждые пять минут в Москве рождается один человек. А каждые четыре минуты – умирает. В среднем мужчины в России умирают в возрасте 62,8 года.
Среднее время прибытия «скорой» к пациенту в столице – 20 минут.
НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского – самое крупное учреждение в этой области в России. Помощь там получают 150–200 человек в день. Количество больничных коек – одна тысяча. Количество врачей в России в 2 раза меньше, чем необходимо по нормам Всемирной организации здравоохранения.