Эксперты центра «Антистихия» при МЧС России дали неутешительный прогноз относительно лесных пожаров. В этом году при совокупности различных факторов может повториться лето 2010 года – чудовищное по количеству очагов воспламенения и задымлению. Самые опасные районы Подмосковья, где есть высокий риск масштабных торфяных пожаров, – Луховицкий, Лотошинский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Рузский, Сергиево-Посадский, Талдомский и Шаховской.
Впрочем, несколькими днями позже замминистра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Степанов заявил на пресс-конференции, что вероятность возникновения аномальных природных пожаров, как в 2010 году, конкретно в Московской области сведена к нулю.
Однако достоверно предсказать, ждёт ли нас новое стихийное бедствие, достаточно трудно. Каждый год появляется пугающая информация, что Москва и область утонут в смоге и будет ещё хуже, чем в прошлый раз. Во многом от бедствий спасала и сама природа со своими дождливыми весной и летом. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Перестраховаться в такой ситуации будет не лишним.
Например, если в этом году сойдутся такие факторы, как жаркое и сухое лето, обилие сухой травы и осушенных торфяников, а также несвоевременное обнаружение и тушение пожаров, то в столице и Подмосковье снова станут актуальны шутки про ёжика в тумане. И тут уже никакие миллиарды рублей, которые начали выделять из бюджета, не спасут.
Предпосылки к тому, чтобы все эти факторы сошлись, есть. Отчего ситуация выглядит неутешительно. Роман Пукалов, директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зелёный патруль» считает, что на самом деле всё будет гораздо хуже, чем в 2010 году. И дело тут даже не в ранней весне. Страшнее то, что количество снега, которое выпало за зиму в средней полосе России, минимально. Например, в феврале его количество в Московской области было ниже нормы на 50%.
«Погодная ситуация складывается таким образом, что влага не успевает просачиваться в почву. Она уходит мелкими порциями в различные водоёмы. Из-за того что почва будет высушена – уже в апреле можно ожидать сильные пожары в Сибири и на Дальнем Востоке. Возможно, весной это затронет и Подмосковье, но, скорее всего, весенние дожди помогут избежать массового пожара. Но с началом лета придут и трудности, потому что грунтовые воды будут стоять чрезвычайно низко, а леса станут высохшими. Та же Шатура будет пылать – торфяников много. Жаль, что там мероприятия по обводнению с 2011 года не сильно продвинулись», – рассказывает Р. Пукалов.
Причина такой засушливой погоды в том, что климатические циклы сыграли злую шутку. Получилось так, что трёхлетний и столетний наслоились друг на друга. Отсюда такое аномальное отсутствие влаги. Это представляет серьёзную опасность – люди опять начнут задыхаться от смога, будут гореть деревни и населённые пункты.
Некому следить
Опыт прошлых лет показал, что денег расходуется много, но стихии плевать на то, сколько средств тратится, – противостоять ей в труднодоступных местах непросто. Взять те же торфяники – всё горит на глубине 0,5–1 метра, а сверху только дымок. Подходить к таким местам опасно, и даже пожарные не всегда рискуют это делать. Провалишься – и будешь словно в адском пекле.
Кроме того, не стоит забывать, что, даже если в Подмосковье оперативно предупреждать пожароопасные ситуации и ликвидировать очаги возгорания, – это не обязательно спасёт столицу и область от смога. В том самом злополучном 2010 году большая часть дыма пришла не из столичного региона. Виной всему были пожары в соседних областях, например в Рязанской, Владимирской, Нижегородской и т.д. Вдобавок ко всему смог над Москвой может появиться не только из-за аномальной погоды – может вмешаться человеческий фактор.
По словам Алексея Ярошенко, руководителя лесной программы Гринпис России, сейчас большинство лесов остались, по сути, беспризорными и виной тому Лесной кодекс 2006 года. Из-за него у лесхозов попросту не осталось средств, чтобы следить за вверенными территориями. На одном энтузиазме общественных организаций и личном участии неравнодушных далеко не уедешь. Так что если леса вдруг вспыхнут как спичка – не стоит всё валить на непотушенные окурки туристов или «внезапную» аномально сухую и жаркую погоду.
Пал не пропал
Вдобавок ко всему очередной законотворческий беспредел может выйти боком. Речь идёт об изменениях, которые внесли в Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Изначально введение определённых критериев и ограничений в процесс пала сухой травы выглядит здраво. Вот только новые нормы при выжигании прошлогодней растительности не затрагивают важную категорию земель, которая определена под сельское хозяйство. По мнению экспертов, именно пал травы на этих территориях постоянно становится причиной масштабных пожаров. Выжигание сухой растительности весной может спровоцировать летние пожары на торфяниках, к примеру.
Наплевательское отношение к правилам и технике безопасности во время пала травы может довести до серьёзных последствий. Как с этим бороться – неизвестно. Хотя в одном из сёл Эквадора с нарушителями поступили просто. Там также нашлась группа энтузиастов, которая решила на своих полях выжечь траву. В итоге разбушевавшийся ветер перекинул огонь совсем не туда, куда планировалось, – сгорело порядка трёх тысяч эндемичных растений. Местные индейцы собрались и устроили публичную порку виновных крапивой и облили их холодной водой. Так якобы очистили дух горе-пожарников. Плюс ко всему обязали высадить на месте сгоревших растений новые за свой счёт.
Остаётся надеяться, что в нашей стране до таких методов не дойдёт и все необходимые меры успеют предпринять до того, как начнётся разгул стихии.