Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 6(398) от 20.02.2014

Дороги ведут к хламу

, 18:57

Московский Департамент транспорта регулярно «радует» москвичей своими инициативами. Тот факт, что главой департамента является бывший гражданин Эстонии миллионер Максим Ликсутов, слабо разбирающийся в транспортных проблемах столицы, «радости» не добавляет.

Поскольку дорожно-транспортной инфраструктуры в городе явно не хватает, а транспорта хоть отбавляй, главе московского Департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, русско-эстонскому миллионеру Максиму Ликсутову, приходится искать пути борьбы с пробками. Зачастую – альтернативные логике и здравому смыслу.

Для начала у нас появились выделенные полосы для общественного городского транспорта. Блестящая идея. Теперь приходится дольше стоять всем, зачастую и самому общественному транспорту, так как до этих полос надо ещё добраться. Потом прошла реформа столичной билетной системы. Люди, которые пользуются автобусами не так часто, не могут разобраться, куда делись билеты на 1–2 поездки, что это за билет на 90 минут и почему у водителя можно купить талон минимум на 4 поездки.

Далее последовали платные парковки. Если ранее платной была стоянка в зоне Бульварного кольца и стоила она 50 рублей в час, то теперь в пределах Садового кольца придётся платить 80! «При этом Ликсутов неоднократно заверял москвичей, – напоминает Валерий Рашкин, первый секретарь Московского городского комитета, – что все деньги от оплаты парковки возвращаются в тот район, в ту управу, где они были собраны.

Говорил он и о том, что эти средства могут распределяться на обустройство дворовой территории, подъездов. И даже заявил, что московские власти проверяют отчёты по использованию этих средств. Однако проверка отчётов – дело нехитрое, так же как и их написание. Пока всё благоустройство дворов сводится в основном к вырубке деревьев и строительству парковок под окнами». А что помешает расширить со временем зону платных парковок до Третьего кольца, а в перспективе до МКАД? Как горожане станут жить, как ездить и откуда им взять столько денег – неясно. Но разве миллионеров это беспокоит?

Должность дороже денег

«Появление фигурантов списков «Форбс» в органах власти всегда вызывает много вопросов. Мне непонятно, почему г-н Ликсутов, успешный бизнесмен, пошёл на должность заместителя мэра, которая по сравнению с его доходами оплачивается не очень высоко? – спрашивает главный редактор общественной газеты «Дом Советов» Александр Золотов. –Мы знаем что нередки случаи, когда люди, находящиеся на государственной должности, лоббируют бизнес-интересы аффилированных компаний. И последние события, происшедшие в системе городского транспорта, наводят на мысль, что мои опасения могут быть и правдой. Например, резкое подорожание стоимости проезда в метрополитене, инициатором которого был именно г-н Ликсутов. Причём Федеральная антимонопольная служба вообще никак не отреагировала на такие «эксперименты!» Хотелось бы узнать и о карте «Тройка»: кто эту карту обслуживает, изготавливает...»

Ликсутов обещал не повышать цены весь следующий год, а в итоге цены на билеты на одну и две поездки с 1 января 2014 года выросли на 30%. Между тем на метрополитене едва ли не ежедневно какие-то проблемы, вызывающие затруднения движения. Метро перегружено и явно не справляется с пассажиропотоком. Может, повышение платы за проезд – и есть способ сократить количество пассажиров?

Тот же способ, видимо, будет применён, чтобы уменьшить трафик на Ленинградском шоссе. Очередная «гениальная» инициатива по отъёму денег у населения: летом это шоссе может стать платным. «Нужно запретить делать платными дороги без дублёров, – считает Валерий Рашкин. – Если уж хочется брать деньги за проезд – так стройте новую платную магистраль. Получится так: люди заплатят, озлобятся ещё больше на московские власти, но на дачи всё равно поедут».

Высшая мера за каждую смерть

Есть у Департамента транспорта и идея, связанная с Каширским и Варшавским шоссе. Чтобы компенсировать выделенные полосы, которые уже признаны неэффективными, там хотят убрать бетонные отбойники – для организации реверсивного движения. «Какие аварии там случались, когда отбойников не было! – вспоминает директор Совхоза им. Ленина Павел Грудинин. – И снова это начнётся! Наказать надо высшей мерой за первую же смерть, что произойдёт на встречном потоке. А она произойдёт. Потому что у нас ничто не помешает очередному «великому» чиновнику выехать на встречную полосу.

На один километр города должно быть 30% дорог, а у нас 8%. Мы собрали людей со всей России в Москву, дали им денег, чтобы могли купить машины. Теперь нужно со всей России собрать ещё денег и построить здесь сплошные эстакады, в несколько ярусов. Огромные деньги, но другого варианта нет. Сегодня был на совещании по развязке Каширского шоссе. И что? Бездарные проектировщики, которые по заказу начальства решают мелкие проблемы по принципу «как прикажут».

И это называется «проектные решения», причём за бешеные деньги. Ещё нам рассказывают сказки: «Мы улучшим транспортную проблему, потому что вывезем всех чиновников за пределы МКАД». И где чиновники за МКАДом? Должен быть принцип: дороги надо строить там, где есть машины. У нас другой: где можем украсть, туда проводим магистрали».

Хуже не бывает

«Безобразна и вообще не продумана схема движения. Нет параллельных трасс, парковок, машины стоят по обочинам. Нет подъездов и разъездов к торговым центрам. Светофоры не синхронизируют движение, – перечисляет правозащитник Геннадий Гудков. – Царит освоительно-финансовый подход. В результате при меньшем количестве машин (в 2,5 раза, чем у американцев, и в 2 раза, чем у европейцев) мы имеем самые дикие безнадёжные пробки. Хуже только в Мехико».

Складывается ощущение случайности принятия буквально всех последних решений по транспорту в Москве, отсутствия единой чёткой программы. «Прошло уже достаточно времени после назначения Ликсутова. Пора бы ему уже представить на суд общественности какую-то внятную стратегию решения транспортной проблемы в городе, – говорит Александр Закондырин. – Мне, как москвичу, хотелось бы знать, каким образом в ближайшие 5 или 10 лет правительство Москвы собирается создать благоприятную среду обитания. Но, похоже, этим так никто и не озаботился.

Возможно, Максим Ликсутов хороший коммерсант, судя по данным «Форбс», но как государственный чиновник, он пока себя в деле не проявил».
Похоже, правительству Москвы и Департаменту транспорта в частности банально не хватает навыков, административного ресурса и способностей, чтобы решать проблемы, – разве что за счёт москвичей.

«Наглядный пример – план расширения МКАД в районе Строгино, – рассказывает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. – Расширять кольцо будут за счёт зелёных насаждений, со стороны Москвы приближаясь к жилым домам. Жизнь людей там превратится в ад. В то же время есть другой проект решения проблемы: строительство параллельной магистрали с внешней стороны МКАД, которая не затронет ни жителей, ни жилой застройки. Но требуется договорённость с руководством Московской области. А вот на это уже новая столичная власть не способна.

Ведомство Ликсутова вообще слабо приспособлено к решению проблем в нашем мегаполисе. Все негативные тенденции обостряются, транспортный хаос нарастает. Ответственность за это несут и Ликсутов, и Хуснуллин, а в целом – Собянин…» Все примеры, все без исключения транспортные инициативы последнего времени объединяет одно: похоже, москвичи интересуют столичных чиновников только с одной точки зрения – желания на них заработать.

Кстати

Супруга Максима Ликсутова Татьяна – самая богатая женщина в Эстонии. Её состояние – 103,6 млн. евро. Об этом пишет эстонское деловое издание Aripaev. Максим недавно был гражданином Эстонии, причём в 2005 году стал почётным гражданином. Однако после трудоустройства в столичной мэрии отказался от гражданства и официально – от бизнеса в Прибалтике. Это связано с принятием летом текущего года закона о запрете чиновникам владеть иностранными активами. Московский чиновник передал бизнес супруге. По информации Алёны Ерёминой, пресс-секретаря московского Департамента транспорта, имущество Ликсутова было задекларировано, по результатам проверки никаких нарушений не выявлено. В прошлом году Forbes оценил состояние заместителя мэра в 500 млн. долларов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram