Вокруг Москвы могут появиться сотни вертолётных площадок. Инвесторы готовы вложить около 100 млн. долларов в создание трёхсот вертодромов в области и сети хабов вокруг МКАД. По словам Александра Хрусталёва, председателя совета директоров компании «НДВ-Групп», их цель – сделать вертолёт не роскошью, а средством передвижения.
На сегодняшний день рядом с Москвой, на берегу Мякининской поймы, уже действует один из запланированных в проекте вертодромов. Его название «Хелипорт-Москва». Уже сейчас он предлагает услуги аэротакси до аэропортов Внуково, Шереметьево и Домодедово. Стоимость такого перелёта составляет минимум 2100 рублей. При этом на путь тратится всего 15–20 минут. Впрочем, по словам пилотов, услуга пока не слишком востребована – зимой ей пользовались 3–4 раза в месяц.
Кроме того, слетать можно не только в аэропорт, но и в соседние с Москвой города. Цена, правда, кусается: час полёта на вертолёте марки Robinson обойдётся где-то 24–30 тыс. рублей. Поэтому рентабельность таким проектам будут приносить всё же состоятельные люди, которые могут себе позволить тратить деньги на такие «игрушки».
Помимо этого зарабатывать в «Хелипорт-Москва» также планируют на обучении новых пилотов, хранении и техобслуживании частных вертолётов и даже на воздушных экскурсиях.
К слову, поражает тот факт, что курс начальной подготовки пилота вертолёта предполагает 200 часов теории и 42 часа практики. И в то же время покупка вип-сертификата на воздушную экскурсию включает в себя помимо развлекаловок 30‑минутный инструктаж о том, как управлять геликоптером, и получасовую возможность «порулить» вертолётом. Понятно, что рядом сидит опытный специалист, но в управлении автомобилем (что несколько проще) такая рискованная акция вызвала бы недоумение. В конце концов, мы не в условиях войны, чтобы сокращённый курс «взлёт-посадка» устраивать. Даже если за это и деньги платят.
Однако создание таких площадок может принести и полезную для города и области функцию. МЧС, к примеру, могли бы использовать вертодромы в случаях, когда жизни людей под угрозой и счёт идёт уже на минуты. В планах властей было строительство вертолётных площадок рядом с больницами в городах Пушкино, Электросталь, Видное, Коломна, Истра, Наро-Фоминск, Ступино и Подольск. Кроме того, собирались реконструировать некоторые старые забытые вертодромы. Так что интерес властей в наращивании мощности малой авиации есть. Тем более что и инвестор теперь появился.
Запрет на жертвы
Впрочем, хоть из вертолёта и хотят сделать не роскошь, а средство передвижения – он будет поопаснее велосипеда. Поэтому остаётся открытым вопрос, а стоит ли небо ближнего Подмосковья, где весьма плотно проживает большое количество людей, загромождать геликоптерами весом под несколько тонн? Тем более в последнее время идёт очень много разговоров об отмене запрета полётов для частных лиц над Москвой. Некоторые эксперты предполагают, что существующие ограничения могут быть сняты в течение двух лет.
У запрета есть как сторонники, так и противники. Многие считают эти нормы устаревшими, т.к. принимались они ещё в СССР и нужны были для защиты важных государственных объектов и национальной безопасности страны. Кроме того, такие меры в некотором смысле предупреждают возможность воздушного терроризма. При таких нормах вероятность отечественного повторения трагедии в США 11 сентября 2001 г. – значительно меньше. В целом же об отмене запрета ведут разговор ещё с 2004 г., воз, как мы видим, на прежнем месте, и, возможно, это даже хорошо.
И дело даже не в том, что кто-то сфотографирует секретный объект в городе или вдруг тут же налетят террористы. И без них хватает рисков. Банальное увеличение воздушных средств спровоцирует и большее число аварий. Которые, не дай бог, унесут человеческие жизни.
Как, например, такое случилось 29 ноября прошлого года в Глазго. Тогда Eurocopter EC135 упал на паб из-за того, что у него отказал датчик топлива, и экипаж не заметил, что горючее кончилось. В результате погибли 10 человек. В ходе проверки 467 вертолётов оказалось, что вероятность неисправности датчика всего 2%. Однако расплачиваться за это пришлось жизнью людей.
Или вот другой случай – 16 января 2013 г. в Лондоне произошло падение вертолёта, которое унесло жизни двух людей. Геликоптер задел винтом строительный кран из-за того, что пилот не разглядел его в сильном тумане. Удручает тот факт, что лётчик был не из числа новичков. В своё время он внештатно трудился в компании RotorMotion, которая также возит и высокопоставленных лиц. В частности, их услугами пользовался принц Чарльз.
Морально не готовы
По словам Валерия Постникова, проработавшего более 40 лет в гражданской авиации и занимавшегося вопросами безопасности АТ, каждой технологии, как и вертолёту, нужны не только безопасные конструкции, материалы и взлётно-посадочные площадки.
«Накупить можно всего и в достаточном количестве. Но за короткое время невозможно наклепать людей высочайшей культуры пилотирования этими воздушными судами. Вертолёт – ещё более капризная вещь в пилотировании, чем самолёт. В нём нет дублирования пилотов – все решения принимает один человек. А сажать второго – это экономически невыгодно», – говорит В. Постников.
Также он обращает внимание и на уровень моральной готовности людей к таким переменам. Мы как общество ещё не доросли до того, чтобы использовать вертолёт в черте города. Сравнение грубое, но, представьте себе, что их будут использовать также массово, как и автомобили. А культура вождения в России оставляет желать лучшего: подрезают, неправильно паркуются, ездят на красный свет и т.д. Отсюда мы имеем более чем 24 тыс. погибших и свыше 235 тыс. раненных в ДТП. А теперь представьте, что людей с таким уровнем культуры вождения пересадить на вертолёт. Понятно, что не каждый в столице заведёт себе винтокрылого друга, но и логично, что при более массовом использовании вертолёта возрастёт и количество аварий.
Кроме того, В. Постников предлагает вспомнить и вопрос кадров, которые, как известно, решают всё. Можно вспомнить трагедию в Казани, когда катастрофа произошла в том числе и из-за низкой квалификации пилота. Хотя это были люди летавшие. Но где, с учётом того, что в области собираются строить порядка трёхсот вертодромов, взять большое количество опытных лётчиков? Которые знают, как летать и управлять такой машиной, а уж тем более в небе над Москвой. Путешествие из точки «А» в точку «В» ради экономии времени – это не одно и то же, что доставить вертолётом раненых в Склиф. Там и пилоты опытные, и сама ситуация риск оправдывает.
Помимо 100 млн. долларов на строительство вертодромов и закупку техники необходимо создавать вертолётные училища с современными тренажёрами и т.д. Нужны опять же инструкторы, которых тоже не хватает. Или же будем отправлять всех за рубеж учиться по сокращённой программе? В свете кадрового недостатка как-то боязно – не начнут ли падать на головы и жилища людей машины с 200–300 литрами топлива? И не важно, есть ли запрет на полёты над Москвой или нет, – в области люди тоже живут, и от таких «осадков» зонтики не спасут.