Столичные гаражи, возможно, скоро перестанут быть причиной бесконечных войн. При их сносе владельцы смогут рассчитывать на компенсации либо парковочные места. Соответствующий законопроект подготовили члены фракции КПРФ. Также они предлагают вынести на общегородской референдум вопрос введения моратория на снос гаражей, чтобы у автомобилистов была возможность оформить все документы, либо до тех пор, пока не будет урегулирован вопрос компенсаций, устраивающих обе стороны.
Гаражная экспроприация
Московские гаражи безжалостно сносят уже не первый год. В некоторых случаях по решению суда, а где-то – по указанию местных чиновников. «При этом владельцы не получают ни новых боксов, ни соразмерной денежной компенсации, – говорит Сергей Селиванкин, член экспертного совета Комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству. – Депутаты стараются выезжать на места по просьбам граждан, но, к сожалению, в большинстве случаев обращения в правоохранительные органы остаются без конкретных решений. Поэтому нужна дополнительная законодательная поддержка».
Всё дело в том, что большинство пользуется гаражами ещё с советских времён. Об оформлении в собственность тогда и речи не шло, да и сегодня соответствующие бумаги есть далеко не у всех. Поэтому, по мнению юриста в сфере недвижимости Алексея Трубникова, возразить государству при отсутствии документов сложно – прав на участки у автомобилистов нет. Принадлежат они городу. Хотя до получения внезапного предупреждения о сносе у многих даже и мысли не могло возникнуть о том, что боксы могут отобрать. Ведь десятки лет про них никто не вспоминал. Решить проблему, по мнению активистов, могли бы, например, справки, выдаваемые председателем кооператива и подтверждающие, что люди открыто и непрерывно владеют недвижимым имуществом на протяжении 15 лет и, соответственно, приобретают право собственности.
Некоторые не против отказаться от старого гаража, но альтернативные варианты многим не по карману. На месте кирпичных и железных сооружений, превратившихся в груду мусора, как правило, тут же возникает платная стоянка. И за одно место там приходится отдавать от 100 рублей в сутки. А стоимость столь пропагандируемых в столице «народных гаражей» для большинства заоблачная. При этом содержание собственного гаража – это примерно две тысячи рублей в год, что вполне приемлемо.
Зачистка бульдозерами
Снос построек чаще всего происходит рано утром, когда ещё только начинает светать. Власти так быстро подгоняют бульдозеры, что не успеешь и слезу смахнуть, как всё уже разрушено. Жители устраивают акции протеста, по очереди выходят на дежурства, чтобы спасти своё добро. Но всё тщетно. После таких «рейдов» нередко пропадает абсолютно всё, что хранилось в гаражах, – и инструменты, и запчасти, и другие ценные для автомобилистов вещи. А власти ещё требуют компенсировать затраты на снос.
В результате машины стоят во дворах и на обочинах. Транспортная ситуация от этого явно не улучшается. К тому же оставлять автомобиль на улице небезопасно. Да и соседи не в восторге от заставленной площадки возле дома.
«Для многих москвичей гараж – это ещё и место, где можно с пользой время провести. Ведь ремонт автомобиля – своего рода священный ритуал », – говорит москвич Дмитрий Пинчук.Впрочем, находятся и те, кто считает гаражи местом сбора криминальных личностей. Они рады сносу. Ведь не все их используют только по прямому назначению, многие собирают там всякую утварь и соленья. Если у вас нету гаража, то ремонт авто вы можете сделать в сервисе, например ремонт рулевых реек на Волгоградке вам сделают быстро и недорого.
Тем временем только за предыдущий год количество автомобилей в Москве выросло на 400 тысяч. И всем нужно место для стоянки. Расширение зоны платной парковки, попытки пересадить горожан на общественный транспорт, строительство «народных гаражей» – все эти инициативы, направленные на решение проблемы автомобильной перенасыщенности, вызывают у жителей неоднозначную реакцию. Остаётся надеяться, что хотя бы сейчас, когда большая часть гаражных кооперативов уже снесена, власти наконец-то услышат мнение москвичей. И нынешний референдум о платных парковках не повторит судьбу предыдущего.