За этот год в детских домах Москвы может стать, как минимум на сотню воспитанников меньше. С конца января в столице стартует пилотный проект по поддержке семей, решивших взять на воспитание пять и более детей-сирот. Если будущие приёмные родители подойдут по всем требованиям и успешно справятся с психологической диагностикой и собеседованием, то получат квартиры.
Строгий отбор
Данная инициатива – часть плана по сокращению числа детских домов, в которых сегодня в Москве остаются более 3 тыс. воспитанников. Так власти планируют пристроить в приёмные семьи как можно больше сирот. В этом году принять участие в эксперименте смогут двадцать пар, состоящих в браке не менее трёх лет. Российское гражданство иметь необходимо, а вот столичная регистрация не обязательна. Для получения жилья семья должна взять на воспитание не менее 5 детей-сирот, из которых как минимум трое – старше 10 лет или имеют инвалидность.
Размер квартиры будут рассчитывать согласно социальным нормам – 18 кв. м на человека. То есть, скорее всего, это будет 4–5-комнатная квартира. Ни приватизировать, ни продать, ни завещать её будет нельзя. Предполагается, что проживать в ней все члены семьи будут до достижения приёмными детьми совершеннолетия, после чего последние получат уже своё законное жильё. А родители, если покажут за это время себя только с хорошей стороны, получат в собственность или по договору социального найма другую квартиру. Но только не раньше 10 лет с того момента, когда взяли к себе детей.
Потенциальным родителям придётся пройти собеседования и ряд психологических диагностик. Среди условий также указаны верхние возрастные рамки участников: жена и муж должны быть не старше 45 и 50 лет соответственно. Но специалисты считают, что следует обратить внимание и на нижний порог. «Приёмных родителей необходимо тщательно проверять, – говорит международный эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов. – У них обязательно должны быть высшее образование, способность и стремление обучаться. И на возраст, конечно, нужно обращать внимание. Люди должны делать этот важный шаг осознанно. Думаю, им должно быть не менее 28 лет».
Чем больше сдадим – тем лучше?
В проекте настораживает желание властей отдать в одни руки как можно больше детей. По мнению Алексея Рудова, руководителя программы содействия развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, «К новой семье», справиться с такой задачей мало кому из приёмных родителей под силу. Гораздо уместнее было бы искать людей, способных воспитать одного взрослого или больного ребёнка, а не гоняться за количеством.
«Дети – это не мешки с песком, их нельзя сложить в одном месте и забыть. Приёмный ребёнок требует гораздо больше внимания, чем собственный. Боюсь, что через год эти семьи будут испытывать критические трудности, а через два и вовсе станут распадаться. Детей начнут возвращать, а ведь однажды их уже бросили. Возникнет вопрос, что делать дальше с ними и полученными квартирами».
Также экспертов волнует, смогут ли люди за короткий срок осознать степень своей ответственности. «В погоне за исполнением эксперимента именно в течение этого года качество подготовки, скорее всего, будет очень низким, – считает Александра Марова, директор Фонда профилактики социального сиротства. – Нужно учитывать, что даже когда на воспитание берут новорождённого без проблем со здоровьем, требуются силы и время. А уж чтобы поставить на ноги одного ребёнка-инвалида, люди иногда тратят целую жизнь!
Сейчас может получиться так, что некоторые приёмные родители, желая стать обладателями квартиры, ошибочно могут решить, что воспитать таких детей просто, а это далеко не так». Сможет ли стимул в виде квартиры повлиять на желание россиян брать детей-сирот на воспитание, станет ясно уже в ближайшее время. Главное, чтобы это желание было искренним. Иначе чиновникам придётся задуматься о том, как убедить приёмных родителей, что их новую семью поддержат не только жильём, но и помогут с поисками работы (особенно это касается инвалидов), предоставят лучших медицинских специалистов, и как предупредить социальное сиротство, чтобы потом не бороться с последствиями.