Столичные светофоры, установленные на пешеходных переходах и перекрёстках, будут вести видеонаблюдение. С таким предложением выступил «Союз пешеходов». Якобы это должно помочь фиксировать нарушения и определять, кто из участников движения виноват в спорных ситуациях.
Нарушениям – красный свет
Статистика дорожных инцидентов в последнее время хоть и улучшается, но очень медленно. Причём немалая часть ДТП случается на переходах. Хотя, казалось бы, именно там должно быть самое безопасное место. К тому же недавно повысили штраф за переход проезжей части в неположенном месте. Тем не менее водители по-прежнему несутся с огромной скоростью, забывая пропускать пешеходов. Последние, в свою очередь, тоже нарушают правила – перебегают дорогу не там, где следует, и даже не смотрят по сторонам. Понятно, что сотрудники ГИБДД контролировать каждый переход не могут. Поэтому многие нарушения остаются безнаказанными. Помощниками могли бы стать светофоры, оборудованные камерами. Эту идею сейчас рассматривают столичные власти. В ближайшее время они уже планируют установить семнадцать записывающих устройств в Зеленограде.
Предполагается, что камеры будут фиксировать происходящее и таким образом помогут определять виновного в происшествии. «Только для того чтобы всё это было не зря, необходимо участие сотрудников органов правопорядка. Нужно, чтобы они отсмотрели ролики со спорными ситуациями, отснятые светофором, и приняли верное решение. Так видеоматериал может стать доказательной базой», – пояснил Владимир Соколов, председатель общественного движения «Союз пешеходов».
Это предложение было озвучено ещё пару лет назад. В качестве эксперимента в прошлом году была установлена пробная камера. В результате за один день было замечено около 220 нарушений.
Инициатива может быть полезной и для автомобилистов. Им тоже часто приходится доказывать свою невиновность. «Нередко бывают ситуации, когда для водителя горит зелёный свет, и он спокойно едет, а в это время пешеход вдруг решает перебежать ему дорогу. Если камера подобную ситуацию зафиксирует, то в случае ДТП для водителя это может стать спасением. И конечно, если возникает обратное – машина проехала на красный свет, то в данном случае нужно наказывать владельца авто», – считает директор Национального центра безопасности движения Сергей Канаев.
Лишь бы заработало
Однако ни у кого нет полной уверенности в том, что камеры на светофорах смогут кардинально изменить ситуацию к лучшему. По результатам опроса, недавно проведённого ГИБДД, о том, как повлияло введение автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД на поведение водителей, 54% заявили, что изменилось только в местах их применения, 29% посчитали, что всё осталось по-прежнему, и лишь 17% убеждены, что автомобилисты стали более ответственными.
К тому же нет гарантии, что коррупционные механизмы не доберутся и до светофоров с объективами. «Задумка преследует две цели. Во-первых, «распилить» бюджет на установке этих устройств. А во-вторых, содрать с водителей деньги даже за самые мелкие нарушения. Например, все, кто сидел за рулём, понимают, что невозможно ни разу не заехать на «зебру». А что касается определения виновных в ДТП, то здесь достаточно вспомнить множество громких дел. Камеры почему-то перестают работать в нужный момент, а видеозаписи самым загадочным образом исчезают», – считает автомобилист из Москвы Артур Медведев.
Дополнительный аргумент
Установка камер – не единственная мера по повышению безопасности на дорогах. Также «Союз пешеходов» предлагает оборудовать большинство светофоров «кнопкой экстренной связи». Многие свидетели ДТП по разным причинам не хотят вызывать службы спасения с помощью своих мобильных телефонов. А виновные водители стараются поскорее оставить место происшествия – по данным организации, так поступает каждый третий.